В нашем глобальном мире, когда все достижения прогресса и товары можно увидеть и приобрести в Сети, «Экспо» – уже совсем не ярмарка, не рынок и даже не выставка в изначальном смысле слова, скорее это фестиваль больших идей. Мы выбрали несколько великолепных архитектурных проектов продолжающейся выставки «Экспо-2020» в Дубае.
Современные «Экспо» – наследницы всемирных выставок, традиция проведения которых тесно связана с эпохой технической революции. Первая из них открылась в Лондоне в 1851 году и носила название «Великая выставка промышленных работ всех народов». Вплоть до Второй мировой войны всемирные выставки служили своеобразным смотром передовых технических достижений человечества. Телефон, мегафон, фонограф, швейная машинка, звуковой кинематограф, цветная фотография, неоновый свет, дизельный двигатель – все эти изобретения пришли к нам прямиком с их экспозиций. Еще один фирменный знак выставок – экспериментальная архитектура и инновационные городские объекты. Парижская Эйфелева башня, лондонский Хрустальный дворец, башня Спейс-Нидл в Сиэтле – все эти знаковые строения были когда-то частью выставочных сценариев.
После разрушений Второй мировой человечество поставило под сомнение идею технического прогресса как безусловного блага. В революционные 1960-е всемирные выставки переформатировались и стали называться «Экспо». Претерпела изменение и общая концепция: с тех пор это уже не смотры хозяйственных достижений, а демонстрация инновационных подходов.
Каждая страна пытается удивить соседей. Заявленные темы звучат все более абстрактно. «Объединяя умы, создавая будущее» – формулирует «Экспо-2020». И для конкретизации обозначает три дополнительные темы: «Устойчивость», «Мобильность», «Возможность». Задача каждой из стран-участниц – отреагировать на вызов организаторов выразительным ответным посланием. И здесь архитектурная составляющая «Экспо» выходит едва ли не на первый план. Облик национального павильона – самый эффективный способ высказаться, с одной стороны, предельно абстрактно, а с другой – конкретно. Чем более читаемым оказывается архитектурный образ, тем успешнее презентация страны.
В пространстве дубайского «Экспо» каждая из трех подтем расшифровывается визуально. За «Мобильность» отвечает бюро Нормана Фостера, а за противостоящую ей «Устойчивость» – бюро другого британца, Николаса Гримшоу. Павильон Mobility решен в традиционном для Фостера формальном ключе: ленты фасада закручиваются в расширяющуюся кверху спираль – таким образом визуально прочитывается тема движения. Николас Гримшоу назвал свой павильон Terra, исходя из того что земля как ничто другое вызывает у нас чувство надежности. Однако при этом он создал предельно динамичный и неуравновешенный объект, который с трудом можно назвать архитектурным: вырастающие из зеленого массива зонтообразные конструкции напоминают то ли борщевик, то ли гигантские грибы, то ли локаторы – образ скорее тревожный, чем надежный. Такова уж новая устойчивость, словно иронизирует британский зодчий: она произрастает прямо из наших страхов и тревог.
Выстроенные в пространстве «Экспо-2020» национальные павильоны так или иначе обыгрывают одну из заданных организаторами тем. Выставка поделена на три сектора, формы архитектурных объектов непосредственно связаны с тем, в какой зоне оказываешься.
Павильон Азербайджана
Архитекторы: бюро Simmetrico
Азербайджанский павильон на «Экспо» больше напоминает концептуальный арт-объект: формальная составляющая пребывает в гармоничном диалоге с внутренним содержанием. Создавшие его итальянские архитекторы – знатоки и ценители высокой дизайнерской моды, люди с большим опытом участия в международных проектах, а основатель бюро Simmetrico Даниэле Дзамбелли – человек с большим воображением и вкусом. Словом, зона «Устойчивость» подошла создателям идеально.
Интересно, что своей идеей представленная архитектура отсылает к другому павильону – экспозиции Vita Vitale на 56-й Венецианской биеннале, посвященной взаимному влиянию природы и искусства. Та экспозиция открывалась заглавной инсталляцией Life идеолога проекта Лейлы Алиевой: она представляла собой белый силуэт дерева, распускающего ветви, а корнями связанного с сердцем человека. В очертаниях павильона Азербайджана на «Экспо-2020» – тоже дерево, выполняющее роль центрального портика. Это первое, с чем сталкивается посетитель: стилизованные белые ветви тянутся к небу, крона складывается в чашу. Непосредственно перед павильоном расположена инсталляция Лейлы Алиевой «Сердце», так что связь между деревом и сердцем прочитывается легко: пока бьется одно – растет другое, и наоборот. Еще один конструктивный элемент – полукупол, изящно укрывающий здание, – имеет форму листа. Дерево дарит жизнь планете. Листья преобразуют свет в энергию, и купол, за счет солнечных батарей питающий все здание, наглядно это демонстрирует.
«Семена будущего» – так называется экспозиция. Экологическая тема развивается и в содержательной части выставки, причем трактуется предельно широко: сохранение не только природы, но и ремесел, национальной идентичности, периферийных культурных центров, традиционной кухни, нематериальной культуры. Экспозиционные стенды тоже имеют форму деревьев, а изогнутые ниши напоминают ветви. Ловкий сценарий уводит зрителя в подвал, к корням, где расположилась экспозиция артефактов из Национального музея искусств и Национального музея ковра.
Тема экологии в павильоне тесно связана с искусством: инсталляция Эльвина Набизаде «Хрупкий саз» и ковровые медитации Фаига Ахмеда тому подтверждение. Наконец, важная часть экспозиции посвящена Шуше как культурной столице страны, прежде всего концертам Азербайджанского государственного симфонического оркестра на улицах этого города.
Павильон Арабских Эмиратов
Архитектор: Сантьяго Калатрава
Имя Сантьяго Калатравы прочно ассоциируется с «Экспо-1998»: именно он спроектировал фантастический ансамбль Восточного вокзала на берегу реки Тежу в Лиссабоне. Тема «Экспо» тогда звучала как «Океаны, наследие будущего», и выросшая у самой воды железнодорожная развязка напоминала выброшенный на берег скелет доисторического морского монстра. Фирменный стиль Калатравы, который искусствоведы окрестили биотеком, связан с применением в архитектуре принципов живой природы. Сейчас этот тренд очень актуален в контексте всеобщей озабоченности экологическими проблемами. При этом Калатрава вовсе не декларативен, его архитектура – всегда эффектный визуальный аттракцион. Неудивительно, что страна-хозяйка «Экспо» вступила в коллаборацию именно с ним.
Павильон Арабских Эмиратов располагается в зоне «Мобильность», и, отвечая на запрос, архитектор спроектировал мобильный объект. Здание напоминает силуэт птицы, что символично: гордый орел красуется на гербе страны. Его крылья и перья представляют собой движущиеся пластины; «павильон-птица» замер в полете – тут и мобильность налицо, и возможности невероятные.
Внешняя технологичность контрастирует с внутренней простотой. Экспозиция павильона решена в духе минималистической инсталляции: песочные барханы, на которые спроецированы фрагменты старинных манускриптов. Во всем этом прочитывается большая геополитическая идея: над арабской пустыней распростерла свои крылья сказочная птица и, прикрывая своим телом палящее солнце, перенесла эту часть мира в фантастическое будущее.
Павильон Франции
Архитекторы: Pérez-Prado + Celnikier & Grabli
Если посетитель «Экспо-2020» вдруг захочет вспомнить, как выглядели всемирные выставки в ХХ веке, ему стоит отправиться во французский павильон. Франция тоже разместилась в зоне «Мобильность» – и называет себя не иначе как «пространством света».
Нет ничего более стремительного и изменчивого, чем свет. Исходя из этого тезиса, создатели спроектировали очень южный архитектурный ансамбль, который в жарких Эмиратах смотрится весьма органично. Кажется, что ты попал на променад в Ницце, уставленный кафе и бутиками: идешь сквозь залитое солнцем пространство, и внимание перескакивает с одного объекта на другой, нигде не задерживаясь, пока наконец не попадаешь в прохладный номер отеля. Примерно так и устроен французский павильон: множество небольших объемов и портиков, предшествующих основной экспозиции.
Одновременно это один из немногих павильонов, устроители которого действительно отдают себе отчет в том, зачем вообще были когда-то придуманы «Экспо». Здесь можно посмотреть на реальные французские предметы роскоши – сервизы, люстры, мебель, текстиль, утопающие в световых спецэффектах. По ночам устраивают световые шоу, а днем кормят блюдами высокой французской кухни. Во всем сценарии экспозиции чувствуется ностальгия по допандемийной беззаботности и легкости бытия.
Павильон России
Архитекторы: Сергей Чобан, Игорь Членов, бюро СПИЧ
Российский павильон, разместившийся в «мобильной» зоне, – впечатляющая купольная конструкция, фасад которой покрыт переплетенными разноцветными нитями, отчего возникает эффект вращения. Автор проекта Сергей Чобан не первый раз берется представлять Россию на «Экспо» и всякий раз изобретает новые решения.
Два купола вставлены один в другой – кто-то назвал это «матрешкой», что вполне соответствует национальной идее. Но видится в этом и вертящаяся юла – игрушка, обретающая устойчивость лишь в движении. А еще купола храма Василия Блаженного: яркие цвета, бешеный ритм. С определенного ракурса угадываются и спутники, выходящие на орбиту Земли. Мотив разноцветных нитей, оплетающих фасад, по замыслу создателей, отсылает к традиции русского авангарда – диалог большого объема и ярких линий.
Не менее эффектно наполнение центрального купола. Поднявшись на галерею третьего этажа, зритель обнаруживает мобильную скульптуру – планетарный мозг. Тот, кто смотрел фильм Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года», легко считает образ. Мозг развивается, зажигаются созвездия нейронных связей: на окружающих главную инсталляцию экранах появляются города, в них высвечиваются точки, которые тоже связываются между собой. Идея в том, что мысль рождается как связь между нейронами, а социум – как связь между людьми. Мы биологически обречены на сотрудничество; чем оно активнее, тем больше смыслов и тоньше связи. Тема коммуникационных нитей, заявленная на фасаде, последовательно развивается и внутри павильона, так что сценарий экспозиции дополняет идею архитекторов.
Павильон Саудовской Аравии
Архитекторы: Boris Micka Associates
Павильон Саудовской Аравии – настоящий подарок для мегаломанов. Не успев открыться, он трижды стал рекордсменом Книги Гиннесса: за самый большой интерактивный дисплей, самое длинное интерактивное водное сооружение и самое большое цифровое зеркало, а также получил сертификат LEED за экологичный дизайн.
Саудовская Аравия, долгое время считавшаяся закрытой страной, решила продемонстрировать готовность к диалогу с миром. Павильон находится в зоне «Возможности», и его создатели постарались сделать всё, чтобы мы поверили: их возможности безграничны. Форма здания представляет собой темный параллелепипед, в котором можно было бы усмотреть отсылку к святилищу Кааба, если бы не один нюанс: строение расположено под заметным углом к земле, так что больше всего напоминает наклоненную книгу, особенно когда при вечернем освещении по его фасаду струится бегущая строка. Интересное решение заключается в том, что на обложке этой «книги» каждый посетитель может увидеть свое лицо: в дневное время суток фасад представляет собой огромный экран-зеркало. В вечерние часы зеркало превращается в дисплей, и на нем еженощно демонстрируют видеошоу, в котором обыграны национальные мотивы и паттерны.
Технологичность внутреннего устройства павильона, безусловно, будоражит воображение. Без особых усилий передвигаясь в пространстве (эскалатор плавно перемещает посетителя от точки к точке), попадаешь из одного ландшафта в другой: из долины Аль-Бардани – к горам провинции Табук, от дюн пустыни Руб-эль-Хали – к берегу Красного моря. Затем все дружно отправляются в путешествие по главным достопримечательностям страны: Мекка, Джидда, археологический комплекс Хегра, петроглифы Хаиль, оазис Аль-Ахса. Панорамное изображение вкупе с интерактивным покрытием пола создает эффект стопроцентного присутствия: если вы хоть раз надевали очки VR, представьте, что попали внутрь них.
Отдельного внимания заслуживает зал со сферическим объектом, над которым работали лучшие видеохудожники страны. В воздухе парит огромный светящийся шар, а транслируемый им видеоперформанс отражается на стенах, струится под ногами, захватывает тела посетителей. Настоящий рай инстаграмера.
Павильон Нидерландов
Архитекторы: Мишель Раапхорст и Рудольф Эйландер, бюро V8
Сегодня Нидерланды – мировой центр современной архитектуры. Если за модной одеждой до сих пор едут в Милан, то за архитектурой – в Роттердам. Павильон страны не зря оказался в зоне «устойчивости»: именно это качество Нидерланды с успехом демонстрируют.
Тут важно оговориться, что к «Экспо» давно и небезосновательно предъявляют претензию в нецелесообразности. Множество выстроенных архитектурных шедевров затем пустует и руинируется, пространства выставки после ее окончания не всегда рационально используются городом, ряд павильонов быстро демонтируют. Если вы окажетесь в испанских городах Севилье и Сарагосе и доберетесь до бывших выставочных территорий, то поймете, о чем речь: безлюдье и запустение. В этом смысле Голландия выступила декларативно: весь павильон после проведения «Экспо» отправится в переработку и будет вторично использован.
«Экологически рациональное решение с креативным подходом» – так заявляют свою тему кураторы. «Рациональное решение» представляет собой прямоугольный ангар, собранный из материала, предназначенного для строительства дамб. Фасад окутан пленкой из переработанного пластикового мусора, так что возникает ощущение, что павильон немного недоделан. Приветствующий посетителей входной козырек выглядит точь-в-точь как выдвижная ширма турецкой лавки на гранд-базаре. Привыкшие к роскошным дубайским интерьерам зрители слегка шарахаются, полагая, что по ошибке попали в какой-то технический блок. Внутри представлены инновации голландской экоиндустрии: павильон сам производит воду, энергию и продукты питания (посреди ангара красуется конусообразная зеленая ферма).
Во всем этом есть какой-то очень актуальный эпатаж. Во-первых, здание все равно выглядит удивительно стильно: за годы повальной джентрификации проблемных городских районов люди привыкли к обаянию промзон. Во-вторых, это и есть настоящий экологический жест: после «Экспо» стены павильона заживут другой, «настоящей» жизнью и будут препятствовать затоплению страны, а содержимое конуса отправится в салаты. И наконец, в этом восстании против непозволительной роскоши есть что-то очень протестантское и минималистичное – что, собственно, и сделало Нидерланды центром мировой архитектуры.