Огни Баку

Если Азербайджан – страна огней, то Баку – их столица. Это особенно очевидно сейчас, когда новогодняя иллюминация превращает улицы в сплошные потоки и переливы света. Впрочем, ночной Баку очаровывал путешественников во все времена и сезоны.

Фото: Эмиль Халилов

Бакинская земля считалась у огнепоклонников священной еще до нашей эры. Известность пламенеющего края бежала впереди путешественников. «А яз пошелъ к Дербенти, а из Дербенти к Баке, где огнь горить неугасимы», – писал тверской купец Афанасий Никитин, путешествовавший в XV веке за три моря. Природные огни на протяжении тысячелетий были главной местной достопримечательностью. «Едва успели вы приехать или приплыть… в Баку, как со всех сторон посыплются на вас вопросы и увещания: «Были ли вы на неугасимых огнях? да скоро ли вы поедете? да это лучшая вещь в нашем городе!» – рассказывал востоковед Илья Березин, побывавший в Баку в начале 1840-x. А чуть позже сюда приехал Александр Дюма: «Мы прибыли на вершину холма, откуда нашим взорам представилось море огней. Вообразите себе равнину почти в квадратную милю, откуда через сотню неправильных отверстий вылетают снопы пламени. Ветер развевает их, разбрасывает, сгибает, выпрямляет, наклоняет до земли, уносит в небо и никогда не в состоянии погасить». Гостям города любили показывать уникальный аттракцион: ночью на лодке отплывали в море и, когда обнаруживали «кипение» воды, бросали в Каспий зажженную паклю: море воспламенялось, освещая волны мягким «чудно-золотистым» светом.

Разумеется, бакинская нефть издавна широко использовалась в быту. «Обратный наш поезд в Баку совершился еще того торжественнее и был почти царственный, – писал русский писатель Алексей Писемский в 1856 году. – Кроме нашей конницы, нас конвоировали верхами человек тридцать татар (азербайджанцев. – БАКУ) с зажженными факелами из нефти, по-здешнему – машалами... <...> Подъезжая к Баку, мы увидели весь город иллюминированным: по горе, где воздвигнут памятник князю Цицианову, извивались разнообразными линиями огни, по дороге стоял народ с такими же машалами.

– Каково бакинцы торжествуют! – заметил я адъютанту Р-ри.

– Это им дешево стоит – всего девять целковых, – отвечал он.

«Девять целковых – тысячи огней! В Петербурге переулка не осветишь на эти деньги...» – подумал я».

Уличное освещение появилось в Баку, вероятно, в XIX веке. Чтобы открытое пламя светильников не перебросилось на дома, были сделаны застекленные фонари. Сперва питаемые маслом (вспомните лампу Аладдина), они были весьма тусклыми. Появление керосина сделало ночные бакинские улицы светлее. Хлопотным делом обслуживания фонарей занимались специальные люди – фонарщики, которые заправляли светильники горючей смесью, вечером зажигали их, а ближе к утру тушили.

Сперва фонарей было немного. Писатель Манаф Сулейманов в книге «Дни минувшие» упоминает, что в начале 1870-х «на весь город было всего-навсего 86 фонарей, да и то 72 из них висели на чем попало и только 14 – на врытых в землю чугунных столбах, правда, тоже отживших свой век». Посчитав фонари со столбами, городские власти призадумались и постановили довести количество уличных фонарей до 698 штук, «для чего понадобилось 35 канделябров, 162 чугунных и 241 деревянный столб, 232 чугунных кронштейна». М. Сулейманов вспоминает о каменном фонаре на доме нефтепромышленника Ага Мусы Нагиева на углу Спасской и Гимназической улиц: «В этот каменный фонарь были вставлены голубые, красные, зеленые, бирюзовые стекла: по вечерам квартал сиял разноцветными огнями. Возле «Каменного фонаря» постоянно толпились ребятишки, зачарованно глядя на «волшебные» стекла».

СИЯЮТ УЛИЦЫ, ПЛОЩАДИ, ПАРКИ; ЭФФЕКТНО СВЕТЯТСЯ НЕБОСКРЕБЫ 

Фото: Эмиль Халилов
Фото: Эмиль Халилов
Фото: Эмиль Халилов

Городские фонари горели по расписанию – «Осветительному календарю», утверждавшемуся городской управой и публиковавшемуся в газетах. Так, 9 марта 1886 года фонари зажгли в 2.30 ночи, а погасили в 5.40 утра. Вероятно, в эту ночь Луна взошла рано и освещала город до половины третьего. Но порой осветители-подрядчики напрасно надеялись на Луну или не замечали, что небо заволокло тучами, и тогда город оказывался во тьме. А на следующий день газеты разражались саркастическими заметками: «Если же город иногда погружается во мрак, то это происходит не от тайного заговора Луны и «Осветительного календаря», а оттого, что не освещать гораздо более выгодно, чем освещать» (газета «Каспий» от 11 сентября 1886 года). По важным поводам устраивалась особенная, праздничная иллюминация. Так, в октябре 1888 года в честь прибытия в Баку императора Александра III на Девичьей башне сияли вензеля августейших гостей: «А», «М», «Н» и «Г» (Александр, Мария, Николай, Георгий). Зажжение разноцветных светильников было частью празднеств, связанных с визитом в Баку Мозафереддин-шаха Каджара.

На смену керосиновым пришли газовые фонари. Это сделало свет ярче, а городской воздух чище. А фонарщики сменили лестницы на куда более удобные шесты, при помощи которых можно было легко открыть фонарь и зажечь фитиль. Гасли фонари сами, когда утром перекрывали газ.

Богатые бакинцы порой сами организовывали уличное освещение. Так поступил легендарный меценат Гаджи Зейналабдин Тагиев, особняк которого выходил фасадом «сразу на четыре улицы. На каждом из четырех углов и у главного входа горел огромный газовый фонарь, заливая весь квартал ярким светом» (М. Сулейманов).

БАКУ XXI ВЕКА ПОРАЖАЕТ ГОСТЕЙ ЗАЛИТЫМИ СВЕТОМ НОЧАМИ 

Фото: Эмиль Халилов
Фото: Эмиль Халилов
Фото: Эмиль Халилов

Но наступала новая эпоха – эпоха электрического освещения. Исследователи истории столицы Азербайджана пишут на сайте OurBaku.com, что «в Баку первая электростанция постоянного тока появилась в 1880 году. Она была предназначена для освещения пристани компании «Кавказ и Меркурий», где были установлены первые в городе электрические фонари». Некоторое время электрическое освещение совмещалось с керосиновым. Но стали появляться новые электростанции – в Белом городе, на Биби-Эйбате, – и электрический свет стал все распространеннее, перестал быть диковинкой. Электрическими гирляндами украсили даже купола Александро-Невского собора – самого высокого здания в Баку на рубеже XIX–XX веков.

Максим Горький писал в конце 1920-х годов: «Ночью я смотрел на Баку с горы, где предположено устроить ботанический сад, и был поражен изумительным обилием и красотой огней в городе, на Биби-Эйбате, где идут ночные работы, на промыслах. До этой ночи я не представлял себе картины более красивой, чем Неаполь ночью с горы Вомеро, – богатейшая россыпь отраженных водами залива крупных самоцветов, густо рассеянных по древнему городу, по его порту. Но Баку освещено богаче, более густо, и так же, как в Неаполитанском заливе, в черном зеркале Каспия отражаются тысячи береговых огней».

Баку XXI века поражает гостей залитыми светом ночами. Сияют улицы, площади, парки; эффектно светятся небоскребы. А знаменитые Flame Towers по ночам превращаются в исполинские факелы, украшая городской горизонт анимированным LED-пламенем. Три башни – три языка пламени, суперсовременный герб древнего города огней.

Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»