Инклюзивная выставка в Эрмитаже: искусство для всех
Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский и директор Азербайджанского Национального музея ковра Ширин Меликова. Фото: Азербайджанский национальный музей ковра

В Главном штабе – филиале Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге – прошла инклюзивная выставка «Незримое искусство. Расширяя границы возможного», соорганизатором которой стал Азербайджанский национальный музей ковра.

В музейном понимании слово «инклюзивность» означает доступность искусства для людей с ограниченными физическими возможностями. В развитых странах давно идет работа в этом направлении, но незрячим посетителям музейщики обычно могут предложить лишь таблички со шрифтом Брайля в качестве пояснений к экспонатам. Однако в последние годы в экспозициях стали встречаться тактильные объекты, предназначенные именно для тех, кто не может или почти не может видеть.

Все экспонаты выставки «Незримое искусство. Расширяя границы возможного» было не только можно, но и нужно трогать руками. Слабовидящим и незрячим посетителям это помогало «увидеть» предметы, а всем остальным – дополнить визуальные ощущения тактильными. 

Азербайджанский национальный музей ковра (АНМК) первым среди музеев республики запустил проект «Музей без границ» для слабовидящих и незрячих в 2019 году. На основе старинной технологии, объединяющей ворсовое и безворсовое ткачество, специалисты экспериментальной лаборатории АНМК создали «тактильные» копии музейных ковров. Заведующий лабораторией научной реставрации драгоценных и археологических металлов Эрмитажа Игорь Малкиель решил осуществить подобный проект в своем музее и заразил этой идеей коллег. В результате сотрудники Эрмитажа открыли для незрячих и слабовидящих людей выставку рельефных копий знаменитых произведений искусства, а АНМК стал ее соорганизатором. Поддержку проекту оказали ювелирно-часовой дом Cartier и Санкт-Петербургская государственная специальная центральная библиотека для слепых и слабовидящих.

Один из экспонатов выставки – объемная копия знаменитой картины Рембрандта «Автопортрет с затемненными глазами» из собрания Лейденской коллекции (США). Оригинал уже выставлялся в Эрмитаже в 2018 году, когда здесь проходила выставка «Эпоха Рембрандта и Вермеера». Копию портрета изготовили в лаборатории научной реставрации металлов Эрмитажа: сначала на компьютере создали трехмерную модель изображения, а затем на ее основе сделали барельеф, в точности передающий все детали картины, в том числе тень, падающую на глаза молодого художника.

Также в экспозиции представлены фрагменты фресок из древнего города Пенджикента (территория современного Таджикистана). Эти изображения были созданы в доисламский период, в V –начале VI века, и интересны в первую очередь тем, что рассказывают истории (обычно басни) по принципу современных комиксов. Фрески Пенджикента сохранились плохо, поэтому их копии-барельефы работы мастеров Эрмитажа дают полное представление об оригиналах не только инвалидам по зрению, но и здоровым людям. Вдобавок специально для выставки сняли мультфильм, «оживляющий» пенджикентские фрески.

Тактильный фрагмент ворсового Пазырыкского ковра. Фото: Азербайджанский национальный музей ковра

Задолго до нашей эры на территории Горного Алтая процветала древняя Пазырыкская культура. В наше время в одном из могильных курганов Пазырыка нашли ковер, выполненный в технике двойного симметричного узла: считается, что это древнейший ворсовый ковер – ему более 2500 лет. Оригинал хранится в Эрмитаже, а реплику изготовили в Музее ковра специально для выставки. Петербуржцы разработали палитру цветов знаменитого артефакта, а в лаборатории АНМК окрасили по ней пряжу, используя натуральные красители, а затем соткали копии фрагментов.

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский поблагодарил Музей ковра за сотрудничество и сообщил, что его институция преподносит в дар АНМК один из экспонатов выставки – войлочную реплику фрагмента покрывала для юрты из Пазырыкского кургана с изображением всадника и божества.

Выставку покажут в нескольких странах мира, где пройдут традиционные Дни Эрмитажа.

Объемная копия картины Рембрандта «Автопортрет с затемненными глазами». Фото: Азербайджанский национальный музей ковра
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»