Выставка «За три моря. Странствия Афанасия Никитина» предлагает спустя 555 лет мысленно пройти маршрутом знаменитого тверского купца, невольно ставшего отважным землепроходцем.
«В то время как Васко да Гама единственно мыслил о возможности найти путь от Африки к Индостану, наш тверитянин уже купечествовал на берегу Малабара и беседовал с жителями о догматах их веры», – заметил поэт и историк Николай Карамзин о герое выставки. И правда, до главного путешествия своей жизни Афанасий, сын Никитин спокойно торговал мехами в Твери, не подозревая, что вскоре, в 1466–1472 годах (по другой датировке, в 1468–1474-м), ему предстоит странствовать за тремя морями – и благодаря своей наблюдательности фактически стать первым русским востоковедом.
Нам всем невероятно повезло, что Никитин в своих скитаниях за далекими морями («Дербентское, дарья Хвалисская, Индийское, дарья Гундустанская, Черное, дарья Стамбульская», – перечислял их он) вел путевые записки. В этих «хожениях», как тогда называли подобный жанр, он описал всё, что видел, чувствовал и переживал, знакомясь с культурой и традициями разных народов. Куратор выставки доктор исторических наук Илья Зайцев называет свой проект опытом прочтения литературного произведения с помощью миниатюр, рукописей и предметов быта из собраний десяти государственных музеев России.
Оригинальный дневник Афанасия Никитина до нас не дошел, однако сохранилась его копия в летописном своде первой половины XVI века (к этому же своду относится знаменитая Софийская вторая летопись). Уникальную возможность увидеть список никитинского «Хожения» посетители выставки получили лишь до 8 января, после он вернулся в хранилище Российского государственного архива древних актов.
Легендарный путь первого русского путешественника и писателя начался с сугубо торговыми целями. Стартовав из Твери, «от Спаса святого златоверхого», Афанасий добрался до Нижнего Новгорода, где безопасности ради присоединился к каравану Гасан-бека, посла Ширванского государства, возвращавшегося на родину после визита к великому князю Ивану III.
Среди прочего посольство везло в подарок шаху охотничьих птиц – кречетов, «числом девяносто»: этот факт на выставке иллюстрирует индийская миниатюра «Сокол» XVII века. Из-за того, что Никитин путешествовал с ширванской делегацией, впоследствии стали поговаривать, что он был лазутчиком или тайным дипломатом. Однако, похоже, причина была исключительно в том, что высокое посольство сопровождала вооруженная охрана, в которой так нуждался купец.
Но надежда не оправдалась. В устье Волги близ Астрахани, где планировал торговать наш герой, на посольский караван напали разбойники и отняли у Никитина весь товар. Вдобавок на Каспии, под Тарками (нынешняя Махачкала) судно попало в шторм и разбилось. Возвращаться домой без товара и денег не имело смысла. И Никитин пошел дальше, «куды его очи понесли» – на юг, в Дербент, а из Дербента в Баку, «где огонь горит неугасимый».
В зале, посвященном Кавказу, представлены акварели и рисунки археолога Владимира Марковина с изображениями селения Тарки, линогравюры Айтен Рзакулиевой, Марал Рахманзаде, Надира Ахундова и Расима Бабаева, а также монотипии Джамиля Муфидзаде с видами старого Баку и его жителей. Экспозицию дополняют ширванские ковры «Шемаха» («Шамахы») и «Арджиман» и домотканые полотна пача с шелковыми нитями из дагестанского села Гапшима (конец XIX – начало ХХ века).
Далее путь тверитянина лежал в Азербайджан, где в то время правил султан Узун Гасан из династии Аггоюнлу. Здесь Никитин провел много времени и получил имя ходжи Юсуфа Хорасани (по одной из версий, он даже принял ислам). В городе Рей (ныне провинция Тегеран) осенью 1467 года купец стал свидетелем шиитской религиозной мистерии шахсей-вахсей, или Ашуры, проходившей в первые десять дней месяца мухаррама. Представить это красочное действо, посвященное мученической гибели Гусейна ибн Али, внука пророка Мухаммеда, посетителям выставки помогают куклы полководца Абуль-Фадля Аббаса, дервиша и убийцы Шамра, предоставленные музеем Театра кукол им. С. Образцова.
Отдельный интерес на выставке представляет нумизматический уголок под названием «Кошелек Афанасия Никитина»: ведь деньги – по сути, рабочий инструмент любого торговца. Здесь можно долго разглядывать серебряные и медные монеты, имевшие обращение в Нижнем Новгороде, Ширване, Крыму, Османской империи, Венеции, Индии – словом, во всех землях, посещенных автором «хожения». В витрине, посвященной Персии, выставлены драгоценные золотые динары, серебряные танки, медные фулусы.
Сюда же, в Азербайджан, Афанасий Никитин вернулся, проведя три года в Индии, чтобы наконец отправиться домой через Черное море и Феодосию. Увы, до Твери странник не добрался – умер в Смоленске при невыясненных обстоятельствах. Зато сохранились путевые записки, благодаря которым имя торговца мехами навсегда вошло в историю.