Азербайджан на всемирной выставке в Милане

Пентаграммы и гироскопы, гранатовые деревья и трехлитровые банки с бабушкиными соленьями, виртуальный тар, светящиеся степные цветы и зеркало, в которое заглядываешь в Милане, а в отражении видишь Баку, – Азербайджан впервые в истории принимает участие во Всемирной выставке Expo.

Многотысячный человеческий поток течет по World Avenue, главной «улице» Expo 2015 в Милане, покрытой тентами (иногда от дождя, но по большей части от палящего итальянского солнца). По обеим сторонам авеню стоят самые затейливые, какие только можно вообразить, здания, построенные звездами архитектуры: распахнутые, как лопнувшие гранаты, закрученные в спирали, разделенные пополам гигантскими мельничными колесами, шаро- и горообразные, пагоды и касбы; павильоны, напоминающие кружева, или скомканную бумагу, или крыло дракона, или даже, например, традиционную корейскую посудину для заквашивания. 

Возле большинства павильонов день и ночь – выставка открыта до 23.00 – стоят очереди на вход. Люди, утомленные жарой и (еще больше) бесконечными подъемами по лестницам – сколько же километров ступенек нужно пройти, чтобы обойти весь мир? – держат в руках обязательный набор экспотуриста: бутылку воды, карту и паспорт. На игру в паспорта подсаживаются не только подростки, но и самые что ни на есть взрослые: в специальный паспорт Expo 2015 на ресепшене каждого павильона можно проставить штамп, как в аэропорту, и на выходе получить пухлый паспорт бывалого путешественника – ведь в выставке участвует более 130 стран. На разноцветных азербайджанских штампах – газель, дерево, три шара-биосферы, узнаваемый силуэт Центра Гейдара Алиева.

Посещение Expo действительно сравнимо с кругосветным путешествием, причем в процессе узнаешь о мире только самое яркое, самое интересное. Всемирная выставка, история которой начинается в 1851 году, замышлялась как площадка для демонстрации каждой страной своих главных технологических достижений. К 2015 году эти достижения, разумеется, по большей части оцифрованы и представлены посетителям в электронном виде. На графических панелях, планшетах, тачскринах, в саунд-душах и прочих гаджетах, без которых не обходится ни один павильон, сконцентрированы гигантские объемы информации. К примеру, цифровое содержание небольшого азербайджанского павильона – это 150 дней съемок, более 5000 фотографий, сотни анимированных роликов, более 150 часов таймлапсов (особой покадровой техники съемки, при которой происходящее на экране проигрывается будто на быстрой перемотке).

Энергия для жизни

Страны-участницы соревнуются друг с другом в стремлении удивить посетителей: что бы еще такого придумать? Австрийцы воссоздают в своем павильоне и вокруг него свежий прохладный воздух альпийского леса; бразильцы вместо парадной лестницы натягивают сетку-батут; стены израильского павильона поросли вертикальными огородами. 

Вообще, в грохочущем спецэффектами виртуальном мире Expo 2015 особенно запоминающимися оказываются самые простые концепции – как, например, целиком и полностью деревянный павильон Эстонии, по периметру которого расположены деревянные же качели, вырабатывающие энергию. Или павильон Княжества Монако, собранный из составленных друг на друга списанных грузовых контейнеров.

Выставка народных инструментов

Хотя завоевать симпатии публики на конкретно этой выставке не слишком сложно. Тема нынешней Expo звучит так: «Накормить планету. Энергия для жизни». Про еду, одним словом. Конечно, тему можно понимать гораздо шире, что и доказали многие страны-участницы, рассказывающие о рациональном использовании ресурсов, защите природы, альтернативных методах сельского хозяйства, борьбе с голодом. Но особым успехом пользуются павильоны, где кормят национальной едой, – ведь даже в Милане, где этнические рестораны совсем не экзотика, не попробуешь кухни Сан-Томе и Принсипи, Вануату, Соломоновых островов или, скажем, Омана и Чили. 

Настоящей азербайджанской кухни здесь тоже, как ни странно, не попробуешь, а на Expo 2015 – целый азербайджанский ресторан. И еще открытая терраса на крыше, откуда открывается вид на все крыши мира.

«Не перечислить всех чудес, и возле каждого можно провести немало времени»

В павильоне растут цветы, пестики которых загораются, если над ними провести рукой
Открытая терраса на крыше павильона

Знакомство с Азербайджаном

Павильон Азербайджана находится в самой середине авеню. Словно обдуваемый потоком ветра, с переливающейся золотой сферой вместо фасада, небольшой, очень изящный, он сразу обращает на себя внимание. По результатам опроса посетителей, проведенного газетой Sole24ore, он оказался на втором месте в рейтинге самых красивых павильонов после итальянского. Задача перед Азербайджаном стояла непростая, но увлекательная: страна впервые участвует во Всемирной выставке, поэтому нужно было не только выступить по теме, но и представиться, рассказать о себе широкой публике.

На входе и на небольшой пьяцетте за павильоном два больших экрана в прямом эфире транслируют соревнования Европейских игр. В лобби установлено «зеркало из Баку» – в нем можно увидеть бакинских прохожих, оказавшихся в этот час у Центра Гейдара Алиева.

«У нас большие очереди, но и пропускная способность высокая, мы стараемся не задерживать людей больше десяти минут», – рассказывает хостес павильона. Вот и в это утро буднего июньского дня на вход в Азербайджан уже стоят несколько десятков человек. Ожидание скрашивает интерактивная пентаграмма на стене – мониторы-окошки и мониторы-открытки сообщают базовые сведения о стране; светящиеся контуры народных музыкальных инструментов приглашают дотронуться до струн (настоящих), и когда кто-нибудь прикасается к ним, струны звенят, распространяя вокруг музыку и разлетающиеся тени нот. Под стеклянным полом меняет цвета рельефная пиксельная карта Азербайджана. «Ого, смотри, какие горы высокие!» – замечает кто-то из ожидающих.

«Под стеклянным полом меняет цвета рельефная карта Азербайджана»

За четыре года, что длилась подготовка к Expo 2015, команда из 300 человек (итальянцев и азербайджанцев) придумала множество подобных фокусов, в игровой манере рассказывающих о стране – о ее древней истории, культуре, природе, современности. Здесь растут цветы: стоит провести рукой над ними – и пестики загораются слабым светом. А если остановиться под одним из «звуковых душей», можно услышать, как на закате кричат птицы в степи. Особенность такого душа в том, что звуки «проливаются» только на человека, стоящего непосредственно под ним. Проходя мимо следующего «душа», улавливаем краем уха несколько слов из рассказа о переселении джейранов – его внимательно слушает рыжий мальчишка, похожий на британца.

«В лобби установлено «зеркало из Баку» – в нем можно увидеть бакинских прохожих»

Интерактивные столы-экраны рассказывают о главных продуктах азербайджанской кухни

Есть совсем простые «игрушки» вроде гироскопов со скачущими лошадьми и порхающими бабочками; есть вертящийся стол с виртуальным обедом: выбрав долму, шакербуру, кебаб, можно увидеть, как и из чего их готовят. Два ряда электронных столов-экранов с помощью анимации рассказывают о главных азербайджанских продуктах: осетре, орехах, гранатах, яблоках, сумахе, фейхоа и прочих. Особый фотографический ажиотаж у посетителей вызывают настоящие – не виртуальные – трехлитровые банки с соленьями и вареньями, какие в Азербайджане привычно видеть на любом рынке.

Шар-биосфера, где можно совершить путешествие по Баку на катере, вертолете и пешком

Основу павильона составляют два гигантских стеклянных шара-биосферы (на их изготовление потребовалось 9500 часов работы). В первом прорастает древо жизни, составленное из 24 живых гранатовых деревьев, и на этом дереве, словно цветы, на экранах распускаются фотографии – лица Азербайджана. Люди разных профессий, разных возрастов, разного социального положения, но одинаково прекрасные в своей сердечности. В другом шаре, символизирующем технологии и инновации, можно совершить путешествие по Баку – выбирайте способ передвижения: на катере, на вертолете, пешком.

Трехлитровые банки с соленьями и вареньями вызвали фотографический ажиотаж у посетителей

Не перечислить всех чудес, и возле каждого можно провести немало времени, чем и занимаются посетители павильона. Особенно юные, чувствующие себя в киберпространстве как рыба в воде. Конечно, после одного или нескольких дней на выставке впечатления смешаются, наслоятся друг на друга, что-то забудется… Но главное ведь другое: путешествие пробуждает любопытство, и из семечка этого любопытства может вырасти что-то большее. Кто-то попытается приготовить пити, кто-то послушает мугам на YouTube, кто-то на самом деле соберется приехать в Баку. На ресепшен павильона постоянно подходят люди с вопросами и предложениями о сотрудничестве. Один посетитель спрашивает, не нужна ли в Баку итальянская gelateria (лавка мороженого), другой интересуется импортом лекарств. Все деловые предложения скрупулезно записываются и раз в неделю передаются в Центр Гейдара Алиева.

Гранатовые деревья образуют крону древа жизни в верхней части шара-биосферы

А что же будет с самим павильоном после октября, когда закончится Expo 2015? У павильонов Всемирной выставки часто бывает долгая и счастливая судьба. Взять хотя бы Эйфелеву башню, служившую входными воротами на Expo 1889. Или павильон СССР на монреальской Expo 1967: его тогда посетили 12 миллионов человек, а после выставки он был заново смонтирован на ВДНХ, где стоит до сих пор. Или миниатюрный норвежский павильон из дерева с часами на фасаде, который настолько понравился принцу Ольденбургскому на Парижской выставке 1900 года, что тот купил его и привез на основанный им курорт Гагра (в этом павильоне по сей день работает ресторан «Гагрипш»). 

Судьба миланских павильонов тоже уже частично предрешена – например, упомянутый павильон Монако, собранный из контейнеров, будет передан Красному Кресту и перевезен в Буркина-Фасо. А азербайджанский павильон – без сюрпризов – приедет в Баку и станет музеем Всемирной выставки и концертным залом.

separator-icon

«Основу павильона составляют два гигантских стеклянных шара-биосферы»

Экраны с портретами жителей Азербайджана
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»