Фестиваль «Арт Бахар» состоялся в Баку

Пространство модного торгового комплекса Port Baku на три месяца перевоплотилось в территорию искусства: здесь при поддержке журнала «Баку» и Buro 24/7 проходит фестиваль «Арт Бахар». 

Море, мода и весна – основные темы фестиваля. Приморский стиль Port Baku располагает к тому, чтобы использовать его под выставочные проекты: ведь высокая мода смежная с искусством территория. Еще в прошлом веке философ Вальтер Беньямин писал о том, что торговые пассажи со временем все больше становятся местом досуга горожан. В современном городе функции мегамоллов и вовсе изменились радикально: это больше не территория коммерции, но важные для города имиджевые зоны. Сюда приходят общаться, пить кофе, танцевать, слушать музыку – и посещать галереи. 

Час между собакой и волком

Проект открыла выставка молодого клипмейкера и фотографа Фархада Али. Фэшн-фотограф Фархад не злоупотребляет декоративностью и визуальными эффектами, предпочитая приглушенные цвета и нейтральный фон. Специально для проекта «Арт Бахар» он организовал съемочную экспедицию в украинские Карпаты. Героини его фотосерии выглядят так, будто застыли в легком оцепенении, на грани грез и пробуждения, когда сон уже поверхностен, а видения самые быстрые и яркие. Сумеречные утренние часы – снимки Али исполнены синевы и холода; еще немного, и дымка рассеется, хлынет свет, а пока – последние минуты одиночества и покоя. Зимний карпатский пейзаж с пологими, поросшими серым лесом горами не подавляет и не перетягивает на себя внимание, лишь подчеркивает сомнамбулическое состояние персонажей. Для открытия «Арт Бахар» этот проект был выбран неслучайно: весна в горах, пробуждение природы, прилив творческих сил – ведущие мотивы фестиваля.

Фархад Али «Сон»

4–15 марта

Легко дышать. Фархад Али

Жизнь как чудо

Джасар Мамедов, сын заслуженного художника Азербайджана Сакита Мамедова, к своим двадцати восьми успел отметиться участием в крупных международных арт-проектах в Стамбуле, Лиссабоне, Лондоне, Сеуле и Париже, выиграть главную премию фестиваля «Вера» и организовать персональную экспозицию с концептуальным названием «1969». Художника интересуют «водные» города: Бодрум, Венеция, Стамбул, Нефтчала, Баку; их особая атмосфера: суета красок, концентрация сюжетов и переменчивость света. Джасар любит подолгу возиться с деталями; его работы, сделанные в путешествиях, не похожи на стремительные скетчи. Художника интересует жизнь в подробностях, персонажи заднего плана не являются второстепенными, и выхваченный из потока времени крупный план может стать центром сюжета. Джасар – умелый колорист, он ловко манипулирует цветом, его работы напоминают о том, что жизнь – это ежедневный праздник, что будни бывают не только серыми, что взгляд на мир зависит от выбранной тобой оптики.

Джасар Мамедов «Парадигма»

18–29 марта

Уставший город. Джасар Мамедов

Море внутри

Персональная выставка Ульвии Насиб открыла женскую часть выставочной программы. Ульвия, дочь архитектора и профессиональный музыкант, успела поработать педагогом, выступала на сцене зала органной музыки – но решила, что недостаточно любит сцену, чтобы продолжать музыкальную карьеру. Живопись увлекла ее неожиданно: она работала рекламным менеджером и стала рисовать, наблюдая за происходящим вокруг. В ее работах чувствуется упоение процессом: художница любит подчеркивать фактуру мазка, пишет размашисто и уверенно, не боится играть с основными цветами и искривлять пространство. Ульвия чувствует простую геометрию вещей и красоту обыденных сюжетов. «Я очень люблю водную стихию, горьковатый запах нашего Каспия, шум прибоя, волн, золотое побережье и, конечно, закаты. Море наполняет мою душу радостью и вдохновляет». Морская тема полотен Ульвии очень подходит прибрежному пространству Port Baku.

Ульвия Насиб «Без лимита»

2–12 апреля

Корабль. Ульвия Насиб

Шелковый путь

Совместная выставка Татьяны Агабабаевой и Севды Агасиевой – это признание в любви к шелку, его легкости, прочности и изменчивости. В искусстве батика, считают художницы, есть чудо – не меньшее, чем в рождении шелка из коконов бабочек. Татьяна Агабабаева – страстный пропагандист азербайджанского батика, берущего начало в средневековом народном искусстве: художница в свое время создала уникальную серию национальных платков кялагаев. Много лет Татьяна преподает искусство батика в студии DAART и занимается исследовательской работой.

Торговая улица. Татьяна Агабабаева

Севда Агасиева, музыкант и художник, соединяет в своем творчестве батик и вышивку: на выставке представлены декоративные панно и ширмы, выполненные в смешанной технике. В работах художниц традиционные для батика декоративные сюжеты сочетаются с неожиданными урбанистическими мотивами – например, толпа горожан на переходе или городские пейзажи: шелк стерпит и переварит все.

Чайки. Севда Агасиева

Татьяна Агабабаева, Севда Агасиева «Мы любим батик» 

15–30 апреля

Абшеронские мотивы

Работы художника Энвера Аскерова связаны с самобытной ветвью азербайджанского модернизма. Выпускник Мухинского училища, страстно увлеченный промышленным дизайном (в 1960-е годы работал в конструкторско-художественном бюро), в те годы он вполне мог стать частью «абшеронской школы» (Аскеров дружил с Мурадом Ашрафом и Тофиком Джавадовым): в его полотнах чувствуется влияние сурового урбанистического стиля и одержимость национальным пейзажем. Однако при жизни он не примыкал ни к одному из течений: художник прошел самобытный путь – от реализма через модернизм к оп-арту. Дважды Энвер Аскеров становился обладателем премий всесоюзных выставок в Москве – за «Трубы» (1969 год) и «Оргáн Абшерона» (в 1972-м эта картина украсила обложку молодежного журнала «Смена»). На выставке в Port Baku экспонируются его ранние живописные полотна, в которых угадывается одновременно увлечение Сезанном и Ван Гогом и собственная твердая линия. Изображая животных, Аскеров виртуозно использовал воздушные приемы восточной графики, а возвращаясь к абшеронским мотивам, сознательно утяжелял композицию и живописные приемы. Колорит бакинских пригородов – Бильгя, Нардарана, Бузовны – ушедшая безвозвратно натура, оцененная лишь недавно.

Энвер Аскеров «Рапсодия»

2–18 мая

Пробуждение. Энвер Аскеров

Весне дорогу

Сын известного художника Рафика Азиза, Эмиль Азиз давно живет и работает в Стамбуле, но не теряет связи с азербайджанской культурой. Специально для выставки в Port Baku он создал серию работ «Цветение», чтобы передать атмосферу весны и пробуждения – основной мотив фестиваля «Арт Бахар». Легкость и быстротечность – доминирующее настроение его работ. Весна так же переменчива, как и мода, а современная высокая мода тесно связана с искусством – с его экспериментами и тенденциями.

separator-icon

Эмиль Азиз, «Цветение»

20–31 мая

Новобрачная. Эмиль Азиз
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»