Фотограф Элизабет Толл: история любви

Шведский фотограф Элизабет Толл частый гость в Азербайджане. Ее фото не раз появлялись на страницах нашего журнала. Мы встретились с Элизабет в Бакинском доме фотографии, где прошла ее выставка «Пейзажи и портреты», приуроченная к 30-летию установления дипломатических отношений между Азербайджаном и Швецией, и поговорили об искусстве видеть и показывать красоту.

Фото: Albin Händig

БАКУ: Расскажите немного о выставке.

ЭЛИЗАБЕТ ТОЛЛ: На ней собраны мои работы разных лет. Каждый зал посвящен одной теме – портретам или пейзажам: здесь и снимки моей родной Швеции, и фото из путешествий в Азербайджан, сделанные для вашего журнала. Формально это фешен-фотографии, но их скорее можно назвать портретами Баку и других мест, в которых мне довелось побывать.

БАКУ: Сколько раз вы уже бывали в Азербайджане?

Э.Т.: Дайте посчитать… Мой первый приезд был полностью посвящен Баку и Старому городу. Эти улицы восхитительны! Дворец Ширваншахов, мечеть, Девичья башня – я просто влюбилась в древние стены Ичери шехер. Потом было путешествие в Нахчыван. Я немедленно согласилась – любопытно оказаться там, где были немногие даже из местных жителей. Совсем другие впечатления: просто фантастическое место, завораживающая природа.

Каждый приезд был особенным и открывал мне новую грань Баку и Азербайджана. Я сделала фотоисторию в Театре оперы и балета, когда театр отмечал 100-летие, и погрузилась в другую эпоху. Снимала на фоне современной архитектуры Flame Towers и Центра Гейдара Алиева, построенного по проекту великой Захи Хадид, – обожаю все, что она делала. Каждое место произвело на меня громадное впечатление, а из них сложился многоликий образ современного Азербайджана, в котором сочетаются история и современность, традиции и прогресс – и невероятно гостеприимные люди с открытой душой.

Я всегда чувствовала себя привилегированным гостем: когда узнавали, что я снимаю для журнала «Баку», передо мной открывались все двери. Если бы я приехала сама, конечно, не увидела бы столько необычного и прекрасного, не познакомилась бы с таким количеством ярких личностей. Но в нынешний приезд, шестой по счету, я, кажется, впервые в Баку сама по себе. Просто гуляю по городу и получаю новые впечатления.

БАКУ: У вас уже появились любимые места?

Э.Т.: Мне нравится гулять по бульвару вдоль моря. Очень впечатлил Художественный музей – прекрасное собрание, в котором много первоклассной западноевропейской живописи. Музей ковра очень интересный, я хотела бы ближе познакомиться с его коллекцией. Заинтересовало современное искусство в Landmark Hotel.

И конечно, кухня. Даже не могу назвать какой-то конкретный ресторан – во всех, где я ела, было очень вкусно.

Певица и актриса Анна Ярвинен в роли Марии-Антуанетты в Дроттнингхольмском придворном театре. Фото: Elisabeth Toll

Художник вверх ногами

БАКУ: Ваша выставка называлась «Пейзажи и портреты». Какой из этих двух жанров для вас важнее?

Э.Т.: Портрет. Люблю снимать людей. Я хотела показать бакинцам лица Швеции – от членов королевской семьи до простых фермеров.

БАКУ: Ваши портреты всегда необычны. Как вы над ними работаете?

Э.Т.: Да, это не просто фото людей. За каждым стоит история. Сначала читаю о человеке, чтобы лучше его узнать, думаю, как передать особенности личности средствами фотографии. Поэтому художник-концептуалист Карстен Хёллер, прославившийся своими мухоморами, вырастающими из потолка, у меня представлен вверх ногами. Актера Горана Стангерца мне захотелось посадить на гигантский стул, чтобы напомнить об одной из его ролей – канцлера, покидающего свой пост, расстающегося с властью. А дизайнера Пиу Валлен я попросила надеть бант в форме креста: крест – ее фирменный знак, он часто встречается в ее работах.

Или, например, портрет королевской семьи – кронпринцессы Виктории с кронпринцем Даниэлем. Мы работали целый день, она много раз переодевалась, но в отобранном кадре, который оказался на выставке, кронпринцесса одета в вещи H&M. Понимаете, о чем я? Это доступный бренд, и то, что принцесса носит такую же одежду, как большинство шведов, подчеркивает единство королевской семьи с народом.

Кронпринцесса Виктория в молодые годы в Шведском клубе в Париже. Фото: Elisabeth Toll

БАКУ: И здесь мы снова оказываемся на своеобразном пересечении портрета и фешен-съемки.

Э.Т.: Верно. В каком-то смысле любая съемка людей – модная: ведь одежда многое говорит о человеке. Я снимаю много моды, но лучшие истории, на мой взгляд, те, в которых одежда лишь часть картинки, а главное – люди. Худшие же те, на которые смотришь и не понимаешь, почему эта красивая девушка позирует на высоких каблуках на фоне этого пейзажа. В съемке должна быть идея, сюжет, нечто, что скрепляет всё воедино. Мне нравится рассказывать истории, даже если стоит задача просто показать одежду; я люблю, когда в съемках участвуют необычные модели, например известные персонажи или, наоборот, обыкновенные люди.

БАКУ: Рекламные кампании, снятые вами, очень узнаваемые. Они похожи на волшебные сказки.

Э.Т.: В моей работе два направления, и оба интересны. В редакционных съемках для журналов я вольна делать что хочу, могу полностью выразить себя. В рекламных фото я более зависима: конечно, бренд приглашает меня, потому что ему нравятся мои работы, мой стиль и видение, но у маркетологов всегда свое видение и свои задачи. Зато в рекламе передо мной стоит интересная задача сработать в команде, сохранив свой стиль.

Актер Горан Стангерц. Фото: Elisabeth Toll

Мир, каким он должен быть

БАКУ: Как вообще получилось, что вы стали фотографом? Вы учились в университете, изучали археологию, историю, юриспруденцию…

Э.Т.: Я из академической среды, так что вариантов просто не было: всем, включая меня саму, было очевидно, что я должна пойти по стопам родителей – сдать экзамены, поступить в университет… Я попробовала один курс, другой. Юриспруденция мне в принципе понравилась, но изучать ее было ужасно скучно. Мне хотелось делать что-то, что принесет удовольствие прямо сейчас, а не через много лет.

БАКУ: И не факт, что принесет.

Э.Т.: Вот именно. И я подала документы в школу документальной фотографии. Оказалось, что это нужное дело, но не мое. Мы садились на пол в кружок и разбирали снимки, говорили о чувствах, которые вызывает тот или иной кадр: плачущие дети, усталые несчастные женщины… Когда я старалась снять что-то, скажем так, более красивое, все возмущались и говорили: «Надо показывать мир таким, какой он есть». А я мечтала показывать мир таким, каким мне бы хотелось, чтобы он был.

Все изменилось, когда я впервые попала на фешен-съемку. Это была будущая рекламная кампания для фирмы, выпускающей мужскую рабочую одежду – фланелевые рубашки и все такое. Меня сразу предупредили, что работа ассистента в студии тяжелая и не очень творческая, но я ужасно хотела попробовать. Целый день что-то подавала, держала вспышку, крутилась как заведенная. Происходящее захватило меня: сначала драйв на площадке, потом таинство проявки – темная комната, пленка, химикаты…

БАКУ: Магия.

Э.Т.: Магия, да! Я влюбилась в эту атмосферу и не думала о том, смогу ли снимать хорошо, получится ли из меня что-то путное: просто поняла, что хочу стать частью этого мира. Было трудно убедить семью, что бросить университет и заняться фотографией – осознанное решение. Но я рада, что настояла на своем, и ни разу не пожалела об этом. Это как история настоящей любви: тебе может не нравиться что-то в человеке, но ты ни секунды не сомневаешься, что выбор сделан правильно.

БАКУ: Что вам больше всего нравится в работе фотографа?

Э.Т.: В каждом этапе есть своя прелесть. Интересно готовиться к съемке, изучать тему или персонажа, придумывать, как снять увлекательную историю, встречаться с заказчиками и обсуждать идеи. Люблю живую атмосферу на съемочной площадке, полной людей. Потом наступает более спокойное время – отбор, ретушь, и это тоже прекрасно. А потом история заканчивается, и ты приступаешь к новой. Мне по душе это разнообразие и вечный процесс обновления.

Вид на Баку с площадки в Нагорном парке. Фото: Elisabeth Toll

БАКУ: Именно поэтому вы много путешествуете?

Э.Т.: Да, я обожаю путешествовать. До пандемии делала это практически не переставая. Мне необходимо движение.

БАКУ: При этом ваши пейзажи удивляют какой-то неизменной неподвижностью. Они про вечность. Помню, например, серию фотографий Frozen Moments, сделанную из окна машины.

Э.Т.: Это, кстати, непросто – фотографировать, когда машина едет. Я хотела показать украденные мгновения тишины и покоя в мире преходящего и ежесекундно меняющегося. Такие мгновения отзываются в душе, которая постоянно находится в поисках внутреннего покоя.

БАКУ: От шведских пейзажей, представленных на бакинской выставке, тоже исходит ощущение, о котором вы говорите. Они дышат покоем и гармонией.

Э.Т.: После того как коронавирус замедлил нашу жизнь, я вдруг осознала, что мне необходима передышка. Месяцы пандемии провела дома, работала в своей студии. И еще много снимала лес: как раз прочитала где-то про лесотерапию, распространенную в Японии, и удивилась – почему мы такое не практикуем? Ведь это действительно работает.

На снимках, которые я привезла в Баку, обыкновенный лес в разное время года и разную погоду. Он очень красивый. Это красота обыденного, которую мы в Швеции очень ценим.

Деревья III. Фото: Elisabeth Toll

Красота морщин

БАКУ: А что для вас красота? Кажется, вы видите ее не в том или не только в том, что принято называть красивым.

Э.Т.: Красота для меня – это личность, характер. Взять конкурсы красоты типа «Мисс мира»: красота их участниц однозначна, это универсальный типаж, который всем нравится. А общее, универсальное – как раз то, что я не люблю. Мне нравятся особенные люди и вещи. Другие. Отличающиеся.

«Я снимаю много моды, но лучшие истории, на мой взгляд, те, в которых одежда лишь часть картинки, а главное – люди»

Фру фон Цельсинг, одна из самых пожилых дам Стокгольма, у себя дома. Фото: Elisabeth Toll

Например, у меня есть серия «Старые дома». Все стремятся оформить интерьер современно, в соответствии с трендами. А меня влекут помещения, наполненные предметами, о которых есть что рассказать. Вот чашка, доставшаяся от бабушки, а вот буфет, который помнит маму еще девочкой. Особенно интересно беседовать с хозяевами этих квартир: они свидетели истории. Мне вообще нравится снимать пожилых людей. В их морщинах их история. На выставке есть один из моих любимых портретов – портрет леди с чашкой. Печать времени на ее лице делает ее по-настоящему особенной, за каждой морщиной угадываются прожитые годы. Я не могла ею налюбоваться, она такая красивая!

Кстати, я поняла, что сделать портрет молодой женщины гораздо труднее, чем человека с жизненным опытом. За красотой юности часто еще нет характера, истории.

Профессор Кристофер Толл, инициировавший новое издание Корана на шведском языке. Фото: Elisabeth Toll

БАКУ: Слушатели мастер-класса, который вы провели в Баку, спрашивали, что самое важное в работе фотографа. Какие правила вы бы посоветовали соблюдать новичкам, чтобы добиться успеха?

Э.Т.: Никаких. Конечно, пока учишься, тебе объясняют законы композиции, рассказывают о видах фототехники. Но когда учеба окончена, все это лучше забыть. Я не рекомендую глубоко погружаться в изучение чужих работ и тем более следовать кому-то. Фотограф должен найти свой путь, научиться видеть самостоятельно.

А самое важное… Самое важное – много работать. Только так можно добиться успеха.

Унунге. Фото: Elisabeth Toll
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»