Тихий, дремотный уголок Ичери шехер, где расположена галерея, в этот вечер напоминал оживленную центральную улицу в час пик. Огромная толпа сгрудилась на площадке у входа; внутри же было столько посетителей, что рассмотреть картины можно было только подобравшись к ним вплотную.
Казалось, в двухэтажной галерее YAY не хватало места не только людям, но и экспонатам. Что на самом деле неудивительно – таков феномен Мусеиба Амирова. Этого мастера, по праву носящего звание заслуженного художника Азербайджана, много во всем: в неуемной творческой фантазии, в мастерстве и виртуозном владении цветовой палитрой; в изобретательности, обилии и переплетении сюжетных линий в каждой картине; в любви к своей земле и людям, но также и в творческих терзаниях и самоанализе; в страсти к холсту и одиночеству, равно как и к путешествиям, общению, шумным долгим застольям; его много в безмолвии изобразительного, точно так же как и в красноречии, в поэтическом слоге и актерском таланте…
«Два состояния» – интересно, какие? «Которые «до» и «после», – шутливо ответил художник. На самом деле графические и живописные работы, вошедшие в экспозицию, отображают не два и даже не двадцать состояний, а бесконечность, имя которой – мгновение. Каждая работа – это пойманное состояние, которое уже никогда не повторится. Как схваченный в последнюю секунду предрассветный сон, который, просыпаясь, помнишь в мельчайших деталях и поражаешься, насколько абсурдно и в то же время реально было увиденное. Подобно фантасмагорическим снам затягивают и картины Мусеиба Амирова – в них можно блуждать часами, разглядывая каждую подробность, удивляясь совместимости несовмещаемого. Иногда создается ощущение, что в холсте использован прием наложения кадров: если можно было бы раскрыть его как гармошку, то получился бы фильм с последовательным сюжетом, но художник уложил все кадры-состояния один на другой, смешав прошлое, настоящее и будущее в один лабиринт, выйти из которого можно, лишь придумав собственную историю.
Так же как у каждого сна есть только один выход – в пробуждение, у каждого творения художника есть «потайная дверь» в узнаваемость, в то, что называют почерком Мастера. Это – небо. Оно присутствует на всех работах Мусеиба Амирова. К нему обращены лица, воздеты руки персонажей, стрелками невидимого компаса указывают в него макушки кипарисов, крыши домов, дымящие трубы города. Амировское небо – живой организм, движущийся, звучащий, манящий, наблюдающий. Амировское небо – вот оно, состояние № 1. Что же будет состоянием № 2? Наверное, небо, смотрящее на нас.