Персональная выставка «На крыльях мечты» одного из самых самобытных художников Азербайджана Сируса Мирзазаде прошла в Азербайджанском национальном музее искусств.
Сотня ярких живописных работ, фотографий и листов графики заняла несколько музейных залов. Виртуозная кисть народного художника Азербайджана Сируса Мирзазаде и его характерная манера, замешанная на контрастном использовании цвета, чрезвычайно узнаваемы. Особое место мастера среди азербайджанских художников поколения 1970-х подчеркнула и куратор проекта Ширин Меликова, директор Азербайджанского национального музея искусств, выступавшая на вернисаже. Выставка, организованная Министерством культуры Азербайджанской Республики, прослеживает годы поиска, в результате которого художник пришел к собственному стилю, вдохновленному одновременно духом модернизма, азербайджанской миниатюрой, французским пуантилизмом и японской графикой.
Сирус Мирзазаде родился в 1944 году в Зенджане, городе на северо-западе Ирана. Там прошло детство будущего художника. Юношей он приехал в Баку и поступил в Художественное училище имени Азима Азимзаде. Среди его сокурсников оказались Агали Ибрагимов и Исмаил Мамедов, будущие звезды азербайджанской живописи. В 1966 году Сирус Мирзазаде решил продолжить академическое образование и отправился в Москву: здесь он поступил на факультет монументально-декоративного и прикладного искусства Высшего художественно-промышленного училища – знаменитой Строгановки. По окончании вуза 28-летний выпускник вернулся в Баку и приступил к самостоятельному творчеству.
Поначалу Сирус муаллим занимался преимущественно монументально-декоративными проектами, и до нынешней выставки эта сторона его творчества была известна только профессионалам. В Азербайджанском национальном музее искусств зрители впервые увидели фотографии его мозаик, фресок и витражей – и узнали, например, что мозаичное панно «Счастье» на улице Муртузы Мухтарова, радующее бакинцев уже полвека, выполнено Мирзазаде в 1975 году вместе с Рашидом Гейдарзаде, Арифом Алескеровым и Эльханом Таировым. А в 1978 году та же компания художников создала в южном пригороде столицы монументальный обелиск «Руки рабочего» – дань труду абшеронских нефтяников.
В конце 1980-х Сирус Мирзазаде оставил монументальное искусство и переключился на станковую живопись, постепенно отступая от академического подхода и традиционных способов изображения пространства. Зрелый период творчества художника отмечен отказом от светотени.
Мастер стал одним из первых советских живописцев, уделявших особое внимание личной, почти интимной стороне человеческой жизни. Экспозиция в полной мере продемонстрировала, сколь важны для него пленяющие и нежные женские образы. Женская красота для Мирзазаде – неотъемлемая часть природы. Недаром в одном из интервью он признался: «На мой взгляд, женщина – самое прекрасное, что создал Всевышний».
Сирус муаллим и сегодня продолжает серии, начатые десятилетия назад, – например, цикл «Адам и Ева», предлагающий глубокий и искренний взгляд на сюжет, любимый художниками всех времен. Также посетители выставки могли оценить работы на восточную тему («Красное утро», «В мечтах», «В сладких грезах», «В свете лампы»). Восток всегда занимал важное место в творчестве Мирзазаде: природа и мифология, ковровые орнаменты, мугам, азербайджанская миниатюра – все, что запечатлено в генетической памяти, предстает на его полотнах. Зато натюрморты выдают в нем поклонника голландской живописи. Из цветов он явно предпочитает сирень. Одноименное полотно стало украшением экспозиции: пышный букет белых, лиловых, фиолетовых, розовых соцветий в фарфоровой вазе на фоне золотых брызг, штрихов, пунктиров и точек. Не верится, что эта жизнерадостная работа написана 71-летним художником. Однако таков Сирус Мирзазаде: и сегодня, разменяв девятый десяток, он полон сил и щедро делится знаниями со студентами Азербайджанской государственной академии художеств.