Нефть в искусстве: живопись, ландшафты

Тема «нефть и искусство» начинается, как и все в истории «черного золота», с Нобелей. Товарищество нефтяного производства братьев Нобель, основанное в 1879 году, притянуло в Баку не только инженеров, химиков и технологов со всего мира: в поисках приключений и легкого заработка устремились на Абшерон и люди творческих профессий. 

1886 год. «Нефтяные скважины на Каспии в Баку». Уильям Симпсон

Британский художник-авантюрист Уильям Симпсон приехал к Нобелям с рекомендательным письмом от лондонской Академии художеств. Симпсона приняли с почетом и провезли по всем нефтяным разработкам Абшерона, где тот сделал серию рисунков и графических листов. Необычный степной ландшафт, заросший нефтяными вышками, в интерпретации романтичного британца вышел сказочным городом-замком с неприступными башнями, из которых вылетают фейерверками и рассекают прозрачное небо черные фонтаны.

Новое Средневековье

Собственно, Симпсон и проложил те тропы, по которым охотно прогуливались последующие поколения художников. Русская художница Анна Остроумова-Лебедева приехала вслед за мужем-инженером на нефтяные промыслы Биби-Эйбата в 1916 году, и спустя 30 лет после Симпсона подивилась тому, как похож этот заросший вышками ландшафт на готические пейзажи средневековой Европы. На ее рисунках Биби-Эйбат выглядит так, словно сошел с французской книжной миниатюры, описывающей монастырскую жизнь. И то правда: жизнь на разработках – своего рода отшельничество, а добыча нефти сопряжена с ежедневными ритуалами и магией. 

1916 год. «Нефтяные промыслы Бибиэйбата». Анна Остроумова-Лебедева

Константин Богаевский, когда в начале 1930-х годов изобразил нефтяные вышки как череду культовых сооружений – не то восточных минаретов, не то буддистских ступ. 

1932 год. «Баку. Нефтяные промыслы Бибиэйбата». Константин Богаевский

В начале 1970-х азербайджанец Надир Касумов написал свой знаменитый «Абшеронский лес», где нефтяная вышка перестает казаться диковинным созданием человеческих рук, а органично вырастает из самой земли Абшерона, становится естественной частью его ландшафта. Вышка уходит корнями в самые недра земли: она, как дерево, питается соками, идущими из глубин планеты. Тут самое время заметить, что в изобразительном искусстве тема нефти плотно связана с фантастикой: художники как никто понимают, что в те потаенные части земли, откуда пробивается к нам «черное масло», человеку путь заказан. Он скорее долетит до Марса, чем доберется до сердцевины собственной планеты. Мы ничего не знаем о том мире, что лежит у нас под ногами. Из этого неведения рождаются дикие легенды нефтяников, которые художники с удовольствием перерабатывают: самая страшная история – о черном вороне, вылетевшем из-под земли вместе с потоком нефти. 

Остров погибших кораблей

Миф нефтяной невозможен без мифа морского. Один является продолжением другого. Так, блуждающие огоньки на Каспии, которые можно рассмотреть из пролетающего высоко над ним самолета, служат доказательством того, что море является логичным продолжением абшеронских гор. Горы, покрытые водой, – потаенное чудо Каспия; отсюда и нефть, и газ, и живущие на воде люди.

Город, построенный на воде, – традиционный восточный мотив – ожил в живописи в послевоенные годы. В конце 1940-х возник поселок Нефтяные Камни, построенный на месте, где было затоплено семь дряхлых, отживших свой век кораблей. Сюжет этот вдохновил не одно поколение живописцев. Азербайджанский пейзажист-романтик Марал Рахманзаде десятилетием позже написала прекрасное полотно «На затопленных кораблях», создав образ плавучей деревни: человек обживает водный мир вблизи от нефтяной платформы. 

1956-57 годы. «На затопленных кораблях». Марал Рахманзаде

Живописец Беюкага Мирзазаде рассказал миру о том, как поселок в море разрастался и осваивал сопредельные территории. На его картине «Нефтяные Камни» дорога, построенная между вышками, изображена как тонюсенький переход, зависший в небе: люди, отвоевав у моря кусочки пространства и построив на них свои искусственные острова, обживают теперь небесные покои. 

1959 год. «Синее море. Нефтяные Камни». Беюкага Мирзазаде

Романтическая тема поселения, отделенного от суши и сокрытого от человеческих глаз, не могла не тронуть художников-шестидесятников. Именно в оттепельные годы рождается небесно-голубая «Красавица Каспия» Саттара Бахлулзаде: таинственный город-мираж мерцает огнями на морском горизонте и манит заблудших моряков своими лазурными башнями. 

1961 год. «Красавица Каспия». Саттар Бахлулзаде

Могучий и резкий Таир Салахов в 2007 году создает монументальный и радикальный триптих «Каспий сегодня», где и нефтяная вышка, и платформа трансформируются в волшебный межгалактический лайнер, рассекающий волны мироздания подобно фантастическому замку волшебника Хаула из одноименной сказки. В третьей части этой работы в море спускается сама Девичья башня, становясь одновременно величественным кораблем и извергающим огонь в небо маяком. 

2007 год. «Страна огней». «Атешгях» / «Каспий сегодня» / «Девичья башня». Таир Салахов

Физики и лирики

В середине 1930-х украинский художник Михаил Кальницкий написал с натуры «Первый керосиновый завод», тонко заметив, как преображает ландшафт геометрия новой промышленной архитектуры. Эта производственная тема имела долгое продолжение. Речитативы вышек, лабиринты труб, симметрично расставленные цилиндры резервуаров – абстрактная геометрия увлекла художников не меньше романтики. 

1938 год. «Первый керосиновый завод». Михаил Кальницкий

Художник-семидесятник Джафаров написал серию работ о нефтяниках, отдавая долг эпохе физиков и лириков, романтизирующей технику. На его полотнах промышленные объекты выглядят как таинственные лабиринты, в которых генерируется формула мира. 

1978 год. «Нефтеперерабатывающий завод». Мирисмаил Джафаров

В конце 1950-х Таир Салахов создает одно из важнейших своих произведений «Резервуары»: черные цилиндры на фоне рыжего закатного неба; абстрактный пейзаж удваивается отражением в зеркале моря. В этом контрастном и симметричном мире, казалось бы, нет места человеку, но он обнаруживается в левом углу – маленький, усталый, тщедушный, похожий на окаменелость. Человек идет по переднему плану, он не принадлежит идеальному технологичному космосу, однако управляет им – из последних сил.

1959 год. «Резервуары». Таир Салахов
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»