Пространство современного искусства YARAT предложило современным художникам поразмышлять на тему одиночества, взяв эпиграфом знаменитую цитату Ницше «Мое уединение не зависит от присутствия или отсутствия людей; напротив, я ненавижу того, кто крадет мое одиночество, не предлагая взамен истинного общества».
Сегодняшний общественный контекст, несмотря на возможности социальных сетей и необходимость постоянной коммуникации, не позволяет расширить дружеские связи. В постиндустриальном мире человек все чаще оказывается запертым со своим персональным компьютером внутри определенного круга обстоятельств. Пандемия лишь усугубила эти тенденции, наметившиеся уже давно.
Современные художники, ежедневная творческая практика которых и без того предполагает одинокий процесс, особенно остро чувствуют атомизацию общества. Работы, представленные на выставке, исследуют так называемое метафизическое измерение – седьмое одиночество, которое испытывают люди, сознательно ищущие уединения.
Работа Рамала Кязима, открывающая выставку, говорит об одиночестве как о своего рода заточении. Стилистически перекликаясь с полотнами Фрэнсиса Бэкона, композиции Кязима представляют собой попытку осознать телесный опыт – болезненный и неизбежный.
Инсталляция Гусейна Хагвердиева «Мои сожженные двери» - своеобразный биографический экскурс. Автор рассказывает личную историю, в основе которой осознанный выбор одиночества.
Видеоинсталляция Орхана Гусейнова «Далеко-далеко», состоящая из семи экранов, снята в различных регионах Азербайджана. Художник рассматривает одиночество человека в планетарном масштабе – как частицы большого природного организма. Человек на видео представлен в виде мелкой незначительной детали на фоне величественного ландшафта. Музыкальное сопровождение к видео написал искусственный интеллект – еще один конкурент за место под солнцем, перед которым проблема экзистенциального одиночества пока не стоит.
Скульптор Фарадж Рахманов рассуждает об одиночестве как о поэтической позиции, полагая, что это нормальное состояние – как творца, так и материи. Тем не менее в скульптурах Фараджа присутствует тревожность – материал вибрирует и трепещет, и это внушает ощущение беспокойства.
На выставке также представлены работы Эльтаджа Зейналова, Нов¬руза Маммадова и Надира Эминова.
Но, пожалуй, нагляднее и проще всего проблема человеческой потерянности представлена в работе Тарлана Горчу «Одиночество». Ее герой в компании верблюда приткнулся в уголке коврового полотна. Если помнить, что узор национального ковра – визуализация космоса, то этот космос черный и пустой. И лишь по краям теплится орнаментальная жизнь: это и есть место обитания человека – на обочине вселенной. Впрочем, автор дает герою надежду: незаметной точкой в левой части черного полотна загорается маленькая одинокая звезда.
Выставка в Центре современного искусства YARAT работает до 22 октября.
Куратор экспозиции – Фарах Алекберли.