Павильон Азербайджана на 59-й Биеннале в Венеции: красавицы и прокураторы

Сюжет поэмы «Семь красавиц» идеально совпал с женской повесткой венецианской Биеннале.

Старые прокурации. Фото: Ugo Carmeni. Фонд Гейдара Алиева

Старые прокурации, где открылся Азербайджанский павильон 59-й Биеннале, находятся в северной части площади: начиная с XII века здесь располагалась резиденция прокураторов Сан-Марко, управлявших всеми государственными постройками на пьяцце (кроме Дворца дожей). Из окон открывается вид на собор Святого Марка – по закону, прокураторы обязаны были работать в непосредственной близости от него. Знаменитыми арками здание обросло лишь в XV–XVI веках, когда главная площадь Венеции была реконструирована в целостный ансамбль. С тех пор Прокурации много раз перестраивались – их пространство приспосабливали под магазины и галереи, но часть внутренних помещений сохранила свой исторический облик.

История Procuratie Vecchie важна для понимания сюжета экспозиции национального павильона, ведь ее создатели во многом ориентировались на гений места. Куратор Эмин Маммадов пятый раз отвечает за представление Азербайджана в Венеции и каждый раз точно попадает в биеннальную повестку, не теряя при этом национальной идентичности. «Если мы хотим, чтобы современное азербайджанское искусство было вписано в мировой контекст, мы должны отталкиваться от системы общих ожиданий», – формулирует Эмин свою задачу и последовательно ее реализует.

Куратор азербайджанского павильона Эмин Маммадов
Инсталяция художницы Infinity

Женская тема Биеннале не стала вызовом для устроителей павильона: сюжет легендарных «Семи красавиц» уже много раз фигурировал в азербайджанском искусстве. Но никогда еще не подворачивался случай творчески интерпретировать сложный символический подтекст поэмы Низами. Пространство Старых прокураций создавалось примерно в те же годы, когда писалась поэма, и возможно, поэтому они стали идеальной сценической площадкой для экспозиции. Ныряя под арочные своды Procuratie Vecchie, зритель сразу попадает в немного ирреальный мир – и прежде чем попасть в павильон, уже настраивается на метаморфозы.

Согласно легенде, у каждой из семи царевен был свой сказочный дворец, вот и у каждой из семи художниц есть своя комната, а по сути – отдельная экспозиция. Поскольку некоторые помещения были в разное время обновлены и перестроены, а часть сохранила исторический облик, все семь комнат абсолютно разные. В поэме Низами царь Бахрам соглашается на предложение архитектора построить дворцы для царевен с условием, что каждый будет посвящен определенному дню недели и иметь соответствующий цвет. В азербайджанском павильоне у каждой комнаты тоже свой цвет, свет и настроение, а каждая из художниц демонстрирует индивидуальную технику и свой способ взаимодействия с пространством современного искусства.

Суббота. Черный

Имя всему национальному павильону дала мультимедийная инсталляция художницы Zhuk (Жук) «Рожденные любить» (Born to Love). Зритель попадает в темную комнату, где на его глазах происходит таинство рождения. Части живописной композиции расположены веером на уровне пола, но возможность считать сюжет появляется только в отраженной реальности. Расположенные под острым углом зеркальные пластины помогают сложить пазл, отражая изображение и придавая ему смысл. Зрителю предлагается занять определенную точку в пространстве, в которой все фрагменты собираются в целостную композицию. И становится очевидно, что перед нами младенец, то ли еще в утробе матери, то ли недавно рожденный: вся планета – его колыбель, а пуповиной он связан с мирозданием.

Создавая живописную работу, Zhuk полгода работала по ночам при искусственном освещении, чтобы свет и цвет получились ровно такими, как в предполагаемом экспозиционном пространстве. «А над установкой из зеркал трудилась целая команда инженеров, – рассказывает куратор павильона Эмин Маммадов. – Инсталляцию монтировали в Баку и по частям переправляли в Венецию».

Zhuk

Воскресенье. Желтый

Продолжает экспозицию яркий коллажный проект Рамины Саадатхан «Энергия хаоса» (Energy of Chaos). Композиция покрывает все стены хорошо освещенной комнаты: на контрасте после темноты входной композиции у зрителя возникает впечатление взрыва красок. Кажется, что художница одновременно открыла баллончики со всеми основными цветами. Желтые тигры, красные люди, ископаемые ящеры и диковинные птицы, синие лианы, зеленые джунгли, падающие звезды – яркий, новорожденный, еще не запылившийся мир. В живописи Рамины смешались сюрреалистические сюжеты, геометрические мотивы первобытной живописи, увлечение Матиссом и фовизмом, техника граффити и удивительно праздничный, свежий взгляд на мироздание. В одном из фрагментов коллажа художница даже отметила направление этого взгляда – в сторону гобустанских петроглифов.

«Желтые тигры, красные люди, ископаемые ящеры и диковинные птицы, синие лианы, зеленые джунгли, падающие звезды – яркий, новорожденный, еще не запылившийся мир»

Рамина Саадатхан

Понедельник. Зеленый

Фотографическая серия Агдес Багирзаде «Другая сторона меня» (The Other Side of Me) рассказывает об одном дне из жизни художницы. Свет в окне мастерской, взгляд на себя в зеркале, случайный уличный натюрморт, заснеженный путь, витрины антикварных лавок, зажженные свечи – попытка поэтизации будней, превращение привычки в ритуал. Старые вещи за стеклом – печатная машинка, механические часы, ржавый ключ, венский стул, паровой утюг, – потертые за годы и преломленные взглядом фотографа сквозь стекло, выглядят свидетелями процесса превращения каждого дня в историю. 

Агдес Багирзаде

Вторник. Красный

Керамическая инсталляция Сабихи Ханкишиевой «Дракон» (Dragon) органично вписывается в биеннальный контекст, который ловко создала куратор Чечилия Алемани: локальное ремесло, поднятое до уровня высокой магии. Подвешенные на тонкие нити керамические тарелочки с традиционными карабахскими орнаментами образуют в воздухе символическую фигуру дракона. «Знак дракона», важнейшая составляющая азербайджанского мифологического космоса, словно парит в черном небе в окружении разноцветных планет.

Фото: Ugo Carmeni. Фонд Гейдара Алиева

Интересно, что по ходу монтажа инсталляция получила звуковое измерение. «В тот момент, когда мы подвешивали тарелочки на невидимые нити, со стороны лагуны подул сильный ветер, – рассказывает Эмин Маммадов. – Окно распахнулось, и потоки воздуха заставили тарелочки звенеть. Это был такой неожиданный и волшебный поворот, что мы восприняли его как подсказку Венеции и решили сохранить этот эффект».

Сабиха Ханкишиева Фото: Адыль Юсифов. Фонд Гейдара Алиева

Среда. Бирюзовый

Тотальная инсталляция художницы Infinity, расположенная в середине экспозиционного маршрута, стала тем смысловым центром, к которому тянутся ниточки всех сюжетов. Мультимедийная часть проекта выросла из графического листа All Is Sacred («Все священно»). В работе наглядно обыгрывается идея о потаенных взаимосвязях всех явлений и вещей: человек с самого начала укоренен в земле и в нее же уходит; вода порождает и наполняет жизнь; паттерны всех культур схожи и имеют в своей основе общие ценности. Медитативное видео вовлекает зрителя в удивительный мир бесконечных метаморфоз, раскрывающих главную тему Биеннале: человек больше не является центром макрокосмоса, он лишь одна из многих его составляющих. «Из чего состоит жизнь и что отличает растения и животных, человека и нечеловека? Каковы наши обязанности по отношению к планете и другим формам жизни? И как бы выглядела жизнь без нас?» – Infinity ищет ответы на важные вопросы, которые Чечилия Алемани заявила в кураторском манифесте.

«Видео вовлекает зрителя в удивительный мир бесконечных метаморфоз, раскрывающих главную тему Биеннале: человек больше не является центром макрокосмоса, он лишь одна из многих его составляющих»

Infinity
Infinity

Четверг. Сандаловый

Проект Фидан Ким «Тотем» (Totem) выставлен в той части Старых прокураций, где сохранились исторические интерьеры. Композиция из пожирающих друг друга тотемных животных (своеобразная пищевая цепочка: лев–крокодил–лис–аист–рыба) нависает над горой из человекоподобных тел, угрожая поглотить и их. Вертикальная живописная работа расположена в центре зала, потолок которого украшен фреской с изображением Венеры и Меркурия: античные боги логично вписываются в обозначенный художницей контекст.

Фото: Ugo Carmeni. Фонд Гейдара Алиева

Вторая часть экспозиции обыгрывает настенные розетки, сохранившиеся в этой части здания: киборги-андроиды пытаются укротить древних тотемных животных. Сюжеты выполнены на черном фоне и в золоченом овальном обрамлении выглядят как зодиакальные знаки. В целом проект Фидан идеально попадает в выделенный куратором Биеннале раздел под условным названием «Соблазнение киборга», исследующий взаимодействие тела и машин.

«Проект Фидан идеально попадает в выделенный куратором Биеннале раздел под условным названием «Соблазнение киборга», исследующий взаимодействие тела и машин»

Фидан Ким. Фото: Из архива Фидан Ким

Пятница. Белый

Завершает экспозиционный квест скульптура последней из «семи красавиц» – «Эволюционный скачок» (Saltation) Фидан Ахундовой. Художница отправляет неолитическую Венеру по крутому маршруту – женская фигура совершает рывок в попытке штурмовать остроконечную вершину. В процессе Венера теряет одну из рук, что вполне соответствует исторической правде (фигуры идеальных античных красавиц выставлены в музеях без конечностей, а порой и без голов, что не мешает им считаться эталонными). Богиня пытается цепляться за воздух, ее тело напряжено, лишено равновесия и норовит скатиться назад. Ирония в том, что в конце этого невозможного пути богиню ожидает резкий обрыв. Таким образом Фидан остроумно закрывает женскую тему, предложенную биеннальными кураторами, предлагая не просто задуматься об истоках традиционных представлений о красоте и гармонии, но ставя вопрос о возможности социального рывка. Патриархальное, традиционное общество лишало женщину выбора. Что ожидает ту, которая отказывается играть по традиционным правилам и делает шаг в неизвестность? Дальнейший путь ее полон препятствий, но это путь к свободе. Зрители должны ощутить состояние напряжения перед выбором, почувствовать динамику первого шага в неизведанное.

«Я уже много лет занимаюсь организацией Азербайджанского павильона в Венеции, - рассказывает куратор Эмин Мамедов, - и никогда прежде у нас не было такого количества посетителей, как в этом году, и такого количества комплиментов со стороны не только профессионалов, но и случайных зрителей. Видимо, произошло точное попадание в место и тему». 

separator-icon
Фидан Ахундова
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»