56-я Венецианская биеннале: живая и нежилая природа

Азербайджанский павильон Vita Vitale, посвященный искусству и природе, в палаццо Гарцони

Автор идеи выставки художник Лейла Алиева перед входом в палаццо Гарцони

Стены темной комнаты расцвечивают лишь волнистые белые линии. Узоры сплетаются и, становясь все более причудливыми, проявляют на плоскости силуэт дерева, ветви и корни которого тянутся в разные стороны, стремясь захватить все пространство. Эти же линии прорастают в установленную в центре композиции скульптуру: человеческое сердце, испещренное сосудистой сеткой, оказывается связанным с деревом общими корнями. Пока сердце бьется – дерево растет, пока растет дерево – бьется сердце. Инсталляция «Жизнь» Лейлы Алиевой открывает Азербайджанский павильон Vita Vitale, посвященный связи искусства и экологии. 

Жизнь. Лейла Алиева

Перед входом в палаццо Гарцони стоит другое дерево. Своими корнями оно, кажется, цепляется за венецианскую мостовую, пытаясь добраться до вод лагуны. Скульптура «Безмолвие» (2013) швейцарца Уго Рондиноне выглядит так, будто доставлена в Венецию из зачарованного леса Снежной Королевы: белое дерево без листьев. Художник нашел 2000-летнюю плодоносящую оливу недалеко от города, в котором родились его родители, и отлил ее ствол в алюминии. Установленное на лишенном растительности Гранд-канале голое дерево вызывает тревожные ассоциации. И если черное древо Лейлы напоминает о жизни, то белая олива Рондиноне кажется его антиподом. 

В мобильной лаборатории IDEA

Новые острова

Тема экологии актуальна для Венеции, как ни для какого другого города Европы. По свидетельствам историков, еще в начале ХХ века острова лагуны были усажены садами и парками. В современной Венеции зелени почти не осталось. Город страдает от регулярных наводнений и от нашествия беспечных туристов, оставляющих после себя тонны мусора. По всей Венеции развешаны плакаты активистов, борющихся с круизными лайнерами: последние ежедневно заходят в лагуну, нанося непоправимый ущерб ее водам и микрофлоре. 

Слушайте молчание последнего моря. Саера Муин. 2011 год

На первом этаже Азербайджанского павильона кураторы установили мобильную лабораторию IDEA – результат сотрудничества художников и ученых. В разработке проекта приняли участие профессор Университета Ньюкасла Рейчел Армстронг, биолог Джулиан Мельчиорри, художники Майк Перри и Лейла Алиева. В недрах этого компактного, но совсем не игрушечного научного учреждения разрабатывается новый материал – синтез водорослей и пластика, позволяющий выращивать в лагуне искусственные участки суши, пригодные для жизни. 

Розетка. Мирсеа Кантор. 2007 год

«Наша с Лейлой идея состояла в том, чтобы создать пространство, в котором искусство, дизайн, архитектура и наука попробовали бы совместно ответить на вопросы, связанные с природой и новыми технологиями, – рассказывает куратор проекта Рейчел Армстронг. – В Венеции ежегодно выбрасывают в воду 30 тысяч тонн пластика. Загрязнение происходит в куда больших масштабах, чем мы представляем. Необходимо убрать горы мусора с морских путей, которыми перемещаются рыбы и животные, и превратить весь этот пластик в новую земную твердь – вернуть обратно в природный цикл. Мы обнаружили в окрестностях Венеции уникальную разновидность водорослей и пытаемся использовать ее, чтобы научиться справляться с отходами. Огромные пластиковые континенты плавают в океанах, а мы создаем из них новую землю и помогаем населить ее микроорганизмами. Мы говорим о природе как о Творце: она удивительным образом сама изменяет разные полимеры. Зайдя в нашу лабораторию, посетители павильона могут в этом убедиться. Здесь наглядно показано, как неорганическое может стать органическим. Художники и архитекторы помогают ученым понять, как можно использовать научные открытия в городском пространстве».

По дороге домой к морю. Аида Махмудова. 2014 год

Вторичная арт-переработка

Тема вторичного использования неорганических отходов давно интересует художников. Каждый ищет оригинальные способы внедрить вредный пластик в современный арт-процесс так, чтобы вышло не только экологично, но и визуально убедительно.

Пакистанец Халиль Чишти создает скульптуры из полиэтилена. Человеческие фигуры, сделанные из обыкновенных мусорных пакетов (One After the Other, 2014), выглядят трагически уязвимыми и непрочными. Их тела рвутся и качаются на ветру. Они не способны пережить ветер и ливень. По словам самого художника, ему нравятся полимеры, поскольку, независимо от того, сколько раз перерабатываешь пластик, он все равно остается пластиком. Сам же Халиль, переехав из Пакистана, где работал учителем рисования, в США, в какой-то момент ощутил себя человеком «низшего сорта». «Пластик не изменяется никогда, но почему меняемся мы в зависимости от того, в каком месте находимся? Мы меняем имена, религию, язык и даже чувства».

Один за другим. Халиль Чишти. 2014 год

Тонко обыгрывает тему взаимодействия живой природы и неорганических веществ французский фотограф Ноэми Гудаль. Художница ловко играет с пространством, смешивая в своих произведениях природные ландшафты и элементы ленд-арта. Лишь приглядевшись, зритель обнаруживает, что воды живописного лесного ручья сделаны из полиэтилена, а плывущий в море айсберг представляет собой кусок пенопласта. Исследуя вторжение человека в окружающий мир, Гудаль создает альтернативные пространства, соединяющие красоту живой и рукотворной природы.

Айсберг. Ноэми ГудальФото: La Biennale di Venezia

Гармоничную пару француженке составляет работа азербайджанской художницы Аиды Махмудовой «По дороге домой к морю» (2014). Аида, как и Ноэми, исследует тему постиндустриального ландшафта и вмешательства человека в тело природы. 17-метровое полотно исчерчено резкими линиями всех оттенков синего и белого. Издали возникает впечатление тревожного морского пейзажа, который пенится, грохочет, с неба льются потоки воды, закрывая зрителю перспективу. Смутными миражами вдалеке угадываются то ли горы, то ли облака. Коричневые пятна усиливают ощущение беспокойства. 

Водохранилище II. Ноэми Гудаль. Фото: La Biennale di Venezia

Выдвинутые на передний план голубые пластиковые кирпичики кажутся беспомощными корабликами, не способными выдержать обрушившийся на них удар стихии.

Румынский художник Мирсеа Кантор на протяжении нескольких лет собирал в парижских кафе пивные банки, используемые под пепельницы, чтобы в итоге сделать из них эффектную геометрическую инсталляцию, сияющую в лучах солнца. Выглядит как похвала человечеству, заботящемуся об экологии жизни.

Куда артистичнее работает с вторсырьем художница из Узбекистана Саера Муин. Человеческие фигуры, сложенные из холщовых мешков, сбившись в кружок, оплакивают трагическую судьбу Аральского моря. Бренность, тщета и нечеловеческая усталость – все сплелось в этой поэтичной работе.

Водопад. Ноэми ГудальФото: La Biennale di Venezia

Но самым ярким примером того, как можно посредством искусства поэтизировать экологическую тему и одновременно приносить пользу, выглядит привезенное из коллекции музея Помпиду видео Грэма Стивенса. Большое полиэтиленовое облако парит над землей, красиво струясь, наполняясь воздухом и на лету меняя форму, – завораживающее зрелище. Но в аннотации к фильму значится, что это не просто прекрасный арт-объект: искусственное облако способно пролить дождь над пустыней. 

Абстрактная и живая статистика

Британский абстракционист Пол Хаксли, прославившийся в 1970-е годы, в наши дни озабочен исследованием взаимодействия искусства и статистики. Стены зала, который художник оккупировал в палаццо Гарцони, испещрены разноцветными графиками: уровень смертности, уровень рождаемости, изменение уровня моря, сокращение популяции животных. Целые века эволюции зашифрованы в яркой геометричной композиции. 

Откуда мы пришли, куда мы идем? Пол Хаксли. 2015 год

«Мои нынешние картины – это абстракция, построенная на статистических данных, – рассказывает художник. – Красный цвет – род человеческий, голубой – количество фермерских животных, необходимых ему для пропитания, желтый – количество диких животных, которые вымирают. Посмотрите (Пол эмоционально указывает на истончающуюся желтую полоску. – БАКУ), за минувшие 2000 лет животных стало намного меньше. Благодаря им Земля выживала, а потом индустриальная революция всё испортила».

Пустынное облако. Грэм Стивенс. 1974 год. Фото: La Biennale di Venezia

За сокращением популяций диких животных с грустью наблюдают обезьянки, оккупировавшие башню в стиле Jenga. Ее соорудила самая молодая участница выставки Стефани Куэйл с острова Мэн. Согласно правилам игры в дженга, участники достают блоки из основания конструкции и кладут их наверх, делая башню всё менее устойчивой. Участники игры в данном случае – все человечество. Мир живой природы шаток и непрочен, говорит художница. Поэтому самая мудрая и пожилая обезьяна вышла из игры, перебралась на мраморный подоконник палаццо и теперь печально наблюдает из-за оконной решетки за толпами венецианских туристов. 

Пингвины. Лора Форд. 2012 год

Совсем с иной интонацией говорит о проблемах животного мира скульптор из Уэльса Лора Форд. Ее сшитые из ткани «Пингвины» выглядят одновременно печально и комично: они грустно оглядываются по сторонам, сбиваются в группки и, очевидно, просят защиты и внимания у входящих в комнату людей. Птицы вышли такими трогательными и милыми, что хочется их усыновить. «С такой очевидной темой, как экология, надо работать тонко и небанально, – считает Лора. – А то наснимают мертвых животных, а бедным зрителям потом на это любоваться. Я стараюсь говорить не про смерть, а про жизнь».

С художницей трудно не согласиться. Привезенная в Венецию стараниями азербайджанских и британских кураторов выставка тоже получилась про торжество жизни. Так что намеченный в начале экспозиции спор между мертвым и живым деревом разрешился в пользу того, внутри которого продолжает биться сердце.

separator-icon
Jenga. Стефани Куэйл. 2015 год
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»