Первая ретроспектива Ашрафа Мурада состоялась в Баку
На Каспии

Выставка «Любовь и протест» «Любовь и протест», представленная YARATв бакинском музее «Живопись Азербайджана XX–XXI веков», объединила около 50 работ художника-нонконформиста.

Для своих лет Ашраф Мурад (1925–1979) получил вполне традиционное образование как художник: в 1946 году окончил Азербайджанский государственный художественный техникум им. Азима Азимзаде в Баку, а в 1954-м – Ленинградский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Его карьера продлилась недолго по живописным меркам – без малого 25 лет, и началась со вполне ожидаемого соцреализма. Дипломный проект 1954 года – жанровая картина на исторический сюжет, изображающая знакомство Лермонтова с родоначальником азербайджанского литературного реализма Мирзой Фатали Ахундовым. За ней последовали сходные по стилю «А. Грибоедов и А. Бакиханов» (1958–1960) и «Стремление к свободе» (1960), «революционное» по духу, но более импрессионистское по исполнению. 

Арбуз

Период 1960-х ознаменовался резкой сменой стиля в работах Мурада, вызванной не в последнюю очередь трагическими событиями личного характера. Художник был задержан после вечеринки с друзьями и жестоко избит в отделении милиции. По словам его брата, полученная травма невероятно изменила 35-летнего Ашрафа, который после инцидента некоторое время провел в психиатрической клинике. И вероятно, именно после этого обратился к более интровертированным и камерным сюжетам в своих картинах.

Во второй половине 1960-х привычная советская тематика все еще встречается у Мурада («Вышки и море», 1967), но он все дальше отходит от соцреализма, все еще официозного, хоть и размытого оттепелью. Академическая изобразительность уступает место элементам абстракции. Пластика фигуративных полотен упрощается до нарочито грубоватых линий и разводов. Светотеневые нюансировки исчезают в пользу полей локального цвета. Колорит становится ярким и броским: разрезанный на дольки «Арбуз» (1976) изливает на зрителя энергию и ярость красного.

Дорога, ведущая в колхоз

В других работах Мурад отказывается от детализации фона, закрашивая его серым и черным, отчего основной сюжет картины как будто вырисовывается из него на переднем плане, постепенно обретая узнаваемые контуры. Поражают и работы Ашрафа Мурада вроде нескольких натюрмортов с изображением цветов, написанных резкими мазками и грубыми разводами поверх нарочито небрежной красно-черной подложки. Они, казалось бы, переносят автора из Баку в круг московских нонконформистов вроде Владимира Яковлева или Анатолия Зверева, столь ценимых за спонтанность и точность художнического жеста. Мурадовские портреты Валентины Терешковой (1970) и Надежды Крупской (1976) или монументальная «Тегеранская конференция» (1975) могут на первый взгляд показаться протокольными сюжетами советской живописи. Но примитивистская трактовка и намеренный гротеск ставят их в куда более широкий контекст, подчеркиваемый языковыми огрехами (по мнению искусствоведа Григория Анисимова, сознательными) в написании имен («Крупц¬ская», «Цталин»).

Тегеранская конференция

Эстетические противоречия Ашрафа Мурада с советской властью, симпатии в сторону модернизма, а не реализма, не способствовали карьерному взлету. Достойное существование художник вел лишь в начальный этап своего творчества, когда учился в Институте им. Репина. Приезжая летом на каникулы в Баку, получая заказы, он обеспечивал существование своей семьи на весь год, до следующего приезда. Большую часть жизни Мурад провел в нищете.

Космонавт В. Терешкова

Первая персональная выставка художника прошла посмертно в 1984 году. Дипломат Рамиз Абуталыбов (в те годы заведующий отделом международных связей Компартии Азербайджана), выступивший с идеей его выставки в Баку, вспоминал, с каким неудовольствием встретили предложение партийные чиновники. Все это не помешало проведению его нынешней ретроспективы, включающей более 50 графических и живописных работ и прослеживающей весь его путь.

separator-icon
Нет атомной войне
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»