В Баку на открытой площадке галереи «Арт Вилла» прошел первый в Азербайджане пленэр скульпторов.
У основания пленэров как особой художественной техники стоят два англичанина, творивших в начале XIX века: Джон Констебль и Ричард Паркс Бонингтон, задавшие особое отношение к свету и воздуху на живописных полотнах. Но самое мощное развитие пленэризм получил у французских импрессионистов – Жана Батиста Камиля Коро, Жана Франсуа Милле, Камиля Писсарро, Пьера Огюста Ренуара и других. Это произошло, конечно, позже, и немалую роль в этом снова сыграли англичане, придумавшие расфасовывать готовые краски в тюбики. На воздухе, при естественном освещении работалось легко и радостно, от этого и появился термин en plein air – «на открытом воздухе».
В наши дни понятие «пленэр» обрело дополнительное значение. Под пленэрами стали разуметь арт-мероприятия, когда работе художников на открытом воздухе придается некая демонстративность: они не только создают произведения, но и показывают гостям, каково это – творить искусство. С некоторых пор пленэры стали обычным делом в Азербайджане. Так, многие любители искусства до сих пор вспоминают «Осенний день» в приморском поселке Джорат, когда молодые художники писали картины на берегу бушующего моря и под дождем.
Но вот руководитель организации Arts Council Azerbaijan, искусствовед, галерист, художник и президентский стипендиат Дадаш Мамедов придумал собрать на пленэр не живописцев, а скульпторов. «Ведь скульпторов обычно знают меньше, их меньше выставляют, и они как бы остаются в тени. К тому же почти никто не представляет процесс создания скульптуры. Так и появилась идея первого в Азербайджане пленэра скульпторов, где зритель смог бы увидеть весь процесс от «А» до «Я», – говорит Дадаш. – Пленэры живописцев мы проводим почти раз в два месяца, а вот пленэр скульпторов стал новшеством».
«Разумеется, мы все работали в жанре этюда»
Мероприятие состоялось в начале весны на открытой площадке галереи «Арт Вилла» и получило название «Под открытым небом – 5». Организаторами выступили Arts Council Azerbaijan совместно с молодежным объединением Gencler Sebekesi при поддержке Министерства культуры и туризма. Несмотря на солидный список организаций и ведомств, пленэр, как и полагается, прошел в неформальной обстановке. На площадке трудились молодые скульпторы Нурлан Мамедов, Имран Мехтиев, Ахат Мамедов, Намик Гусейнов, Гюльага Миралиев и куратор проекта Теймур Гарибов.
– Это был первый опыт пленэра для скульпторов, – сказал Гарибов, – поэтому я пригласил хорошо знакомых художников, в которых был полностью уверен. Ведь задача стояла не из самых простых: в считанные часы создать скульптурный портрет. Разумеется, мы все работали в жанре этюда. В большинстве других жанров скульптуру надо доводить многие дни, если не месяцы. Из собравшихся гостей участники выбрали себе по натурщику, и работа закипела. Художники работали несколько часов и уже к обеду смогли показать почти готовые работы. Многие из гостей впервые стали свидетелями создания скульптур, тем более с натуры.
– Для меня было очень интересно продемонстрировать людям, как делается скульптура. Многие представления не имели, как создается каркас, обрабатывается глина, формируются пропорции, – признался участник пленэра скульптор Имран Мехтиев.