В Баку прошла выставка азербайджанской живописи «Говорит Баку: 1900–1940-е годы»

Одному из самых интересных и при этом малоизученных периодов в истории искусства Азербайджана – с 1900 по 1940 год – посвящена новая выставка «Говорит Баку: 1900–1940-е годы» в Музее азербайджанской живописи XX–XXI веков.

В 1925 году в Баку началось радиовещание, и это стало значительным событием в социальной и культурной жизни страны. Позывные «Говорит Баку» стали голосом времени, голосом целой эпохи. И неслучайно эта фраза дала название выставке, закрывающей многие лакуны в понимании весьма важного и неоднозначного этапа в развитии искусства Азербайджана.

В 1920 году в Баку открывается первое художественное училище, формирующее новые для местной школы виды и жанры изобразительного искусства. В 1928 году Азербайджанское общество молодых художников устраивает свою первую выставку. При этом первая половина XX века, до начала Второй мировой войны, стала периодом радикальных изменений, происходивших на фоне серьезных политических и общественных трансформаций.

Объективный анализ тех четырех десятилетий, экскурс в бурную историю изобразительного искусства и литературы предпринял Центр современного искусства YARAT в лице Суад Гараевой-Малеки и Фарах Алекберли, кураторов выставки «Говорит Баку: 1900–1940-е годы». Кураторы проекта исходили из убеждения, что те годы в истории национального искусства Азербайджана недостаточно освещены и осмыслены, и пришло время ликвидировать белые пятна.

Было решено представить на суд зрителей весь спектр изменений, происходивших в стране в те годы. Для полноты картины к образцам пластического искусства, живописи и графики кураторы посчитали нужным добавить литературные произведения: ведь пока художники еще только осваивали новый язык и методы искусства, не успевая анализировать титанические социальные сдвиги, происходившие в Азербайджане, поэты и писатели шли на несколько шагов впереди, успевая остро и живо реагировать на события общественной и политической жизни. «Изобразительная палитра куда сдержаннее литературной, и она заметно контрастирует с поэтическим рупором, полным патриотизма и национальных идей, – объясняет Фарах Алекберли, ставшая инициатором проекта. – Все это нас очень вдохновило, поэтому мы предприняли попытку показать художников и поэтов в диалоге».

Турецкая женщина с узлом. 1927. Алекпер Рзакулиев.

Произведения живописи, графики, книжной и журнальной иллюстрации, плакатов даны в обрамлении редких архивных документов и рукописей, предоставленных Национальным архивным управлением и Азербайджанским музеем независимости. Экспозицию кураторы выстроили по хронологическому принципу.

Публику на этом пути ожидает немало открытий. Одно из них – незаслуженно забытая на десятилетия поэтесса Умгульсум Садыгзаде. В витрине размещены автографы двух ее стихотворений, посвященных падению Азербайджанской Демократической Республики: Садыгзаде эмоционально описывает момент спуска государственного флага, которому она была живым свидетелем. Патриот своей страны, она оказалась в тюрьме в 1937 году, всего через несколько месяцев после того, как был репрессирован ее муж, известный публицист Саид Хусейн Садиг. Именно благодаря дневнику Умгульсум Садыгзаде, который она вела в камере, у сегодняшних исследователей есть возможность воссоздать реальную картину страданий заключенных.

Открытие МТС. 1929. Салам Саламзаде.

Разумеется, на выставке много знаковых изобразительных работ. Если до начала XX столетия азербайджанскому искусству была свойственна прежде всего декоративность, то теперь на смену вековой традиции пришел реализм. Менялась палитра, появлялись повествовательные сюжеты, документирующие конкретные события; произведения искусства критиковали отсталость и неграмотность, поднимались вопросы национальной идентичности, равенства прав, независимости женщин (стоит напомнить, что в 1922 году в Баку открылся первый женский клуб). От плоскостного изображения художники нового времени перешли к объемному.

Среди знаковых экспонатов выставки – произведения прекрасного художника, поэта и публициста, политика и врача Алибека Гусейна Гусейнзаде, подаренные Музею независимости Азербайджана дочерью мастера. Особого внимания среди них заслуживает двойной портрет его жены и дочери, с которым связана удивительная история. «Художник пронес этот холст на себе, пробираясь из Петербурга в Турцию, – рассказывает Фарах Алекберли. – Путь в те годы был весьма нелегким, ему пришлось несколько месяцев скитаться, переплывать море, ночевать в лесу, и все это время он не расставался с дорогим ему портретом».

Портрет моих родственников Беюкханым и Нисы ханым. 1900-е. Алибек Гусейнзаде.

Украшением экспозиции, без сомнения, стали ранние работы театрального художника Рустама Мустафаева, равно как и единственное сохранившееся произведение очень самобытного живописца Али Расима Мухтарова – образец синтеза восточной миниатюры и прототипов западного авангарда.

Сатирическая графика Азима Азимзаде и спустя сто лет сохраняет актуальность. А Салам Саламзаде в 1929 году подвергся резкой критике за полотно «В Гянджинском прядильном цеху», представленное на выставке: казалось бы, художник раскрыл актуальную тему социалистического труда, однако обвинения в формализме и подражании кубистам стали знаком наступления новых времен, немилосердных для художественного самовыражения.

В день вернисажа у входа в Музей азербайджанской живописи XX–XXI веков публике был представлен дар Goethe Zentrum – инсталляция современного немецкого художника Марко Монтиэль-Сото «Вилла Петролеа». Работа получила название в честь резиденции братьев Нобель в пригороде Баку; в свою очередь нефтяной бум начала ХХ века, во время которого Нобели обосновались в азербайджанской столице, сильно повлиял на все сферы жизни в стране, не в последнюю очередь на изобразительное искусство и литературу. Работа представляет собой деревянную башню-вышку, во внутреннем пространстве которой демонстрируются собранные художником видео, посвященные периоду нефтяного бума, а также постеры, относящиеся к этому периоду.

Сбор хлопка. 1931. Али Расим Мухтаров.
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»