В Баку прошла выставка фотографий Резы Дегати
Нефтяные вышки на закате в бухте Ильича, расположенной в пяти километрах к югу от Баку. 1997.

«Мечты Каспия» – так называется инсталляция из семи работ всемирно известного французского фотографа азербайджанского происхождения Резы Дегати, сделанных им в 1997 году и выставленных в Баку в отеле The Landmark.

На фоне синевы, серебра и золота Каспия – стройная графика нефтяных вышек, «шагающих» из фотографии в фотографию. Эти индустриальные конструкции такие же живые, как люди, вода, небо. Бесконечная жизнь, пульсирующая и текущая, будто таинственная кровь, по венам мира…

Столь обостренно воспринимать всё, что встречаешь, не разделяя на свое и чужое, научила Дегати, наверное, собственная судьба. Реза родился в Тебризе и до 27 лет жил в Иране, покинув его после прихода в 1979-м к власти исламистов. Уехал во Францию, но, потеряв родину, обрел целый мир. Он много путешествовал по земному шару, особенно когда сотрудничал с журналом National Geographic. Публиковал свои работы в Time, Stern, Newsweek, El País, Paris Match, Geo. У Дегати не одна сотня персональных выставок, более трех десятков книг, несколько документальных фильмов. С фотокамерой он то забирался под самые небеса, то спускался чуть ли не в преисподнюю, то путешествовал по истоптанным туристами тропам, открывая видимое далеко не каждому.

«В 1990-е, когда шла Первая Карабахская война, я часто приезжал в Баку, – рассказывал Дегати в связи с открытием бакинской выставки, – встречался с вынужденными переселенцами, оказывал им помощь. В течение шести месяцев много ездил и фотографировал. Снимая великолепие Каспия, старался отразить в своих работах труд нефтяников, быт людей, живущих вдоль побережья. Хотел поделиться с мировой общественностью моментом, когда на рассвете в поселке Баилов изгнанные из родных домов и не имевшие пропитания ловили рыбу. Я беседовал с ними, уверяя, что однажды Азербайджан превратится в могущественную страну».

Ради тех, кому тревожно, неуютно, неприкаянно, да, впрочем, ради всякого «маленького человека» (а кто из нас, в сущности, не таков?) Дегати, получается, стал странником. Не простым – очарованным, то есть не только вдохновенным, но и заколдованным, завороженным. Он всё воспринимает обостренно, поскольку обладает каким-то лазерным зрением, и окружающее для него – не только объект запечатления. Действительность переплавляется у этого странного путника в собственное, сокровенное, становится его мечтой, грезой художника, который видит повсюду один и тот же сон, принимающий разные обличья. (Сон о чем? Не о потерянном ли рае?..) Тем самым Дегати переводит реальность в высший, художественный план. «Сон» Резы и есть процесс его творчества.

В каждой его работе возникает нечто непредусмотренное, сбивающее с толку, волнующее – как во сне, где всё то, да не то. Появляется восхитительная неправильность. Подобная метаморфоза происходит и в работах Дегати, представленных в The Landmark. Невозможно сказать, кто здесь главные действующие лица: люди, природа или нефтяные вышки? У каждого из персонажей чуть изменена привычная траектория существования.

По сути, мастер создает оптические и метафизические иллюзии. Но каждый раз, впервые увидев любую из его работ и не сразу сумев ответить, что в душе «щелкнуло», мы интуитивно догадываемся: взгляд, которым фотограф посмотрел на реальность, единственно верный.

Азербайджан. Баку. На рассвете вынужденные переселенцы ловят рыбу в Каспийском море рядом с нефтяными вышками. 1997.
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»