Лали Бинятова: Баку днем и ночью
Автопортрет с камерой. 2021

«Летом мы ходили с подругой на яхте, заметили красивую композицию – море, город, дети – и решили всё совместить на одном фото. В кадре несколько планов-измерений, в том числе я и мой внутренний мир. Снимала в отражении окна. Я не очень люблю фотографировать себя, но иногда делаю автопортреты при помощи зеркала. Или выстраиваю композицию и прошу кого-нибудь меня снять. Однажды даже бабушку попросила – показала ей, куда нажимать». 

Вот уже несколько лет фотограф Лали Бинятова гуляет со своей камерой по ночному Баку и снимает город и горожан. Получается ярко.

По образованию Лали переводчик с испанского. Фотография вначале стала ее увлечением, а потом и постоянной работой. Она делает портреты, снимает на заказ мероприятия, берется за коммерческие и рекламные проекты – например, съемки еды. Но если все перечисленное – для заработка, то зарисовки и выхваченные моменты из жизни Баку – это для себя, для души. «Вижу что-то красивое и не могу пройти мимо», – говорит Лали.

Все началось с камеры Canon EOS 1300D, которую подарил ей на окончание школы отец, заметивший, с какой страстью дочь снимает на телефон. «Три месяца я пользовалась новой камерой и не знала, что, оказывается, можно снимать в темное время суток, – вспоминает Лали. – Наконец мне показали, как ее настроить. Я вышла на улицу, попробовала – и получились совсем другие фото, чем раньше. Помню, мимо проходил незнакомый парень, и я попросила разрешения его сфотографировать. Он не отказал, получились очень атмосферные кадры. Тогда я и поняла, должна двигаться в этом направлении».

Вскоре подруга Лали выложила ее фото в социальных сетях, и к девушке стали поступать заказы на съемки. В 2020-м в рамках фестиваля In-Visible она представила серию «Черный дневник» – портреты девушек, переживших домашнее насилие. Проект произвел сильное впечатление не только на кураторов и посетителей фестиваля, но и на самого автора: Лали обнаружила, что невозможно не пропускать через себя истории героинь.

Сегодня любимое занятие фотографа Бинятовой – съемки ночного Баку. За несколько лет у нее сформировались стиль, индивидуальный подход к работе и очень личное видение города. «Я долго не понимала, что делаю, просто снимала и делилась результатами в соцсетях. Постепенно у меня на странице становилось все больше кадров в стиле неонуар – так выяснилось, что именно он мне близок.

Я никогда не планирую снять что-то конкретное, просто гуляю и, если вижу что-нибудь интересное, пытаюсь запечатлеть. Часто снимаю прохожих. Бывает, некоторые этим недовольны, тогда я легко удаляю кадры по их просьбе. Хотя чаще говорю человеку комплименты, объясняю, что увидела его и не смогла не снять, – и вот он уже улыбается и совсем не возражает.

Люблю, когда в готовой работе превалирует какой-то один цвет, когда он «кричит». Снимаю на «цифру», но стараюсь убрать глянцевый эффект, придать пленочности. Выбирая фото для вашего журнала, засомневалась и показала подборку друзьям – и все единогласно сказали: «Это типичная ты».

Здесь стоит оговориться, что Лали родилась в России, в Братске Иркутской области, а в Баку переехала в 16 лет. Так что ее снимки – это работы не только влюбленного в город человека, но и исследователя. Фотография стала для нее проводником в мир Азербайджана. Девушка убеждена: запечатлеть город можно по-разному. Результат часто продиктован и атмосферой места, и настроением автора. «Для меня каждый кадр хранит память о том, что я чувствовала в тот момент. Здесь залюбовалась звездами, тут замерзла, но не смогла уйти…»

Лали изучила разные районы Баку: ездила в Баилов, бывала в Кубинке, «Шанхае»… Но чаще всего ее можно встретить с камерой на улицах вечернего Ясамала, где она живет. На вопрос, каким ей кажется Баку, она отвечает: фотогеничным, но почему-то задумчивым, меланхоличным. «Даже если у людей радость, они стараются не делиться ею с окружающими, а переживать в одиночку – не хотят спугнуть удачу».

Центр Алиева. 2021

«Мимо Центра Гейдара Алиева я проезжала сотни раз, училась рядом, но никогда не видела его таким. Более того, мне никогда не хотелось его снимать – казалось, что это уже делали бесчисленное количество раз. Но в тот день случилась какая-то магия: я увидела звезды, быстро плывущие облака… Минут 30 стояла и снимала, пытаясь поймать в кадр и здание, и небо. На мое счастье, еще и человек прошел, вдохнув в кадр жизнь».

Высотки. 2021

«Фото, сделанное в машине: вместе с друзьями я возвращалась с моря и увидела закат и здания на его фоне. Вообще снимать такие постройки я не люблю, они кажутся слишком luxury, для меня в них нет души. Но тут захотелось запомнить атмосферу. Баку теперь мой город, я люблю его всяким». 

Высотки 2. 2021

«Я много раз видела Башни огня, но с такого ракурса – впервые. Для меня эта фотография воплощает свободу, отсутствие преград: парящая птица, вода, силуэты небоскребов. Мне нравится и преобладающий на снимке желтый – другой цвет был бы тут банален». 

Парень курит. 2022

«Когда я изучала режиссуру и операторское искусство в киношколе Debut Film, мне дали учебное задание – снять клип. В нем участвовал этот юноша, Эльнур Мусаев: он сыграл человека, который отличается от других внешностью и поведением и никак не может оказаться в гармонии с городом, но есть то, что делает его самим собой, – танец. У каждого есть занятие, в котором он способен проявить себя. С помощью танца мой герой освобождается».

Прохожий в тумане. 2019

«Я вышла из автобуса, увидела туман и приближающегося прохожего и сделала снимок. Снимала на длинной выдержке, когда надо 30 секунд держать камеру не двигаясь: благодаря этому получился такой свет».

Таксист. 2021

«Я гуляла и почувствовала вдохновение. И вдруг увидела этого дяденьку-таксиста, он решал кроссворд. Подошла, стала фотографировать, он увидел меня и заулыбался. Очень позитивный человек оказался. Похож на ангела или Санту».

Архитектура. 2021

«Этот снимок тоже сделан около Центра Гейдара Алиева. Долго стояла и не могла понять, чего мне не хватает в кадре. Потом увидела, как вдоль здания идет прохожий, поняла, что нужен человеческий силуэт, и дождалась следующего прохожего. А еще здесь в одном кадре собралась очень разная архитектура Баку». 

Праздник. 2022

«20 марта мне дали тестировать Leica Q2, и я взяла ее поснимать Новруз Байрам. Когда в руках новая камера, сложно остановиться. Получилась целая серия про праздник, детей, прохожих. Снимала везде, где видела огонь: обычно на Новруз Байрам зажигают костры, через которые прыгают дети. Чем-то напоминает Масленицу». 

Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»