Кристиан Фальснес родился в 1980 году в Копенгагене. Окончил Копенгагенский университет и Венскую академию художеств. Живет и работает в Берлине. Свои персональные проекты Фальснес реализовывал в Манчестере, Гааге, Берлине, Кельне, Вене, Генте, Мальме, Буэнос-Айресе. В бакинском Центре современного искусства YARAT работает в рамках международного проекта «Южнокавказский фестиваль современного танца и искусства» (www.dancearttbilisi.ge)
Датский художник Кристиан Фальснес устроил перформанс под названием «Фронт» в Центре современного искусства YARAT.
Сто двадцать человек в едином экстатическом порыве что-то громоздят, красят, пилят, поливают из баллонов, по ходу дела пританцовывая, напевая, выстраиваясь в круг. Все это яркое и слаженное действо напоминает древний ритуал и сопровождается коллективными заклинаниями: «Да, это происходит прямо сейчас! Это тот момент, которого мы все так долго ждали!» Датский художник Кристиан Фальснес берет на себя роль режиссера или, быть может, шамана. Он направляет разноликую толпу незнакомых друг другу людей, чтобы в результате их действий, криков и гримас из хаоса строительных материалов и красок родилась некая финальная конструкция – коллективная скульптура.
Каким будет результат работы, художник не знает сам. Нет никаких предварительных эскизов и мастер-классов, есть только эмоциональная накачка: Кристиан обращается к тем уголкам бессознательного, которые отвечают за спонтанные реакции, иррациональные порывы и творческие силы. По ходу управления перформансом художник примеряет на себя несколько ролей – от авторитарного лидера до остроумного конферансье. Он может даже вовсе отсутствовать, корректируя действия своих подопечных посредством мобильной и видеосвязи. Кристиана интересуют те социальные механизмы, которые заставляют сотню взрослых людей забыть о своем «я» и, поддавшись минутному экстазу, заняться коллективным делом, итог которого неизвестен, а успех сомнителен.
О том, как ему удается управлять такой массой людей и какие цели он преследует, Кристиан Фальснес рассказал журналу «Баку».
БАКУ: Опыт работы с коллективным телом можно назвать «коллективным художником». Почему вы выбрали именно такую форму?
КРИСТИАН ФАЛЬСНЕС: Исторически принято, что художник что-то делает, а зритель лишь наблюдает и потребляет. Я же решил поменять роли, чтобы зритель стал непосредственным участником процесса – более того, его центральной фигурой. То, что получается в итоге, – больше опыт остальных участников, нежели меня самого.
БАКУ: Какие механизмы вы используете, чтобы управлять такой группой людей?
К.Ф.: Самое главное – установить свой авторитет в группе. Если это удается, все остальное проходит гладко и управлять процессом несложно. Моя работа рефлексирует в том числе и то, как вообще устроен феномен силы и авторитета и насколько внушаемы люди.
БАКУ: То есть это в том числе исследование возможных границ манипуляции людьми?
К.Ф.: Да, но обычно «манипуляция» звучит негативно, я же никого не принуждаю к участию в перформансе. Даже если в моем управлении есть элементы манипулирования – а куда без них, – люди все равно не теряют контроль над своими действиями. Они всегда могут уйти.
БАКУ: Участники арт-процесса проходят первичный отбор?
К.Ф.: Обычно я приглашаю друзей и коллег, но участвовать может каждый, кто захочет.
БАКУ: Количество приглашенных – 120 человек – чем-то обусловлено?
К.Ф.: Если придет только десять человек, сделать перформанс будет проблематично, но 700 – тоже плохо. Желательно, чтобы участников было больше 50. Это как раз то количество, когда группа превращается в толпу и запускаются спонтанные саморегулирующие процессы. В такой группе человек может смешаться с массой, его индивидуальность уже не столь очевидна.
БАКУ: Даете ли вы какую-то эмоциональную установку перед началом создания арт-объекта?
К.Ф.: Зависит от специфики конкретного перформанса. Обычно я стараюсь работать с эйфорией и возбуждением – это хорошие мотивационные механизмы.
БАКУ: Используете ли вы разные материалы или предпочитаете какой-то один?
К.Ф.: Это тоже зависит от специфики акции и места, где она проводится. Желательно, чтобы это был материал, из которого можно быстро сделать что-то цельное. Например, в Баку я использовал строительный картон.
БАКУ: Корректируете ли вы объект на заключительной стадии?
К.Ф.: Да, но каждый раз возникает элемент неожиданности, который никак от меня не зависит. Возможно, это самое интересное.
БАКУ: Интересуют ли вас эмоции, которые люди испытывают во время работы, фиксируете ли вы их?
К.Ф.: Да. Сразу после завершения работы люди пишут о том, на каком они эмоциональном подъеме. А спустя несколько дней начинают приходить в себя и задаваться вопросом: почему я сделал так, а не иначе? И это очень важный для меня момент – то, что участники продолжают рефлексировать и осмыслять процесс, в который я их вовлек.
БАКУ: То есть основной ваш материал как художника – тела людей и их эмоции, правильно я понимаю?
К.Ф.: Да, именно так. Остальное, в принципе, вторично (смеется).