В Баку впервые можно увидеть работы русских авангардистов
Директор Центра Гейдара Алиева Анар Алакбаров, генеральный директор Еврейского музея и центра толерантности Александр Борода, вице-президент Фонда Гейдара Алиева Лейла Алиева, куратор выставки Андрей Сарабьянов, посол Франции в Азербайджане Аурелия Бушез. Фото: Центр Гейдара Алиева

Выставка «До востребования. Коллекции русского авангарда российских региональных музеев. 1900–1930. Часть III», открывшаяся в Баку, стала первой экспозицией русских авангардистов в Азербайджане. 

Заха Хадид обожала русский авангард. По собственному признанию, она вдохновлялась его «духом отваги, риска, новаторства, стремления ко всему новому и верой в мощь изобретательства». Даже дипломная работа знаменитой женщины-архитектора в 1977 году – проект моста через Темзу – называлась «Тектоника Малевича», а в 1993-м она выступила дизайнером масштабной экспозиции «Великая утопия» в нью-йоркском Музее Гуггенхайма, посвященной мастерам русского авангарда. В спираль пандуса Хадид встроила инсталляцию – входную зону в духе Башни Татлина. Именно в спроектированном Хадид бакинском Центре Гейдара Алиева открылась выставка «До востребования. Коллекции русского авангарда российских региональных музеев. 1900–1930. Часть III». Нет сомнения, подобная рифма пришлась бы автору здания по душе.

Фото: Фахрия Мамедова

Выставка в Баку организована в рамках сотрудничества с Еврейским музеем и центром толерантности и Московским музеем современного искусства. Первые две серии проекта «До востребования» были реализованы в залах Еврейского музея в 2016 и 2017 годах.

Русский авангард сегодня один из самых востребованных и желанных материалов для показа на мировых музейных площадках. Энергия этого периода столь сильна, а открытия столь феноменальны и судьбоносны, что интерес к нему не думает ослабевать. «Нам очень почетно участвовать в первой выставке русского авангарда в Азербайджане. Этот проект, который, по сути, начался с нуля, – сокращенная, концентрированная версия двух предыдущих серий, – объясняет Мария Насимова, главный куратор Еврейского музея и центра толерантности. – Для каждого направления авангарда мы выбрали главные вещи. Из 220 показанных в Москве работ в Баку приехало 60». Экспонаты собрали из музеев 17 городов: Архангельска, Астрахани, Екатеринбурга, Ельца, Калуги, Кирова, Костромы, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Омска, Самары, Саратова, Слободского, Тамбова, Тулы и Чебоксар.

Куратор выставки Андрей Сарабьянов. Фото: Фахрия Мамедова

«Экспозицией я очень доволен. Выставка дает зримо все варианты русского авангарда, но при этом не банальные, к которым мы привыкли. Многие из вещей пока не заезженные и ранее не выставлялись нигде, кроме нашего проекта. Это ценно, – комментирует искусствовед, куратор и издатель «До востребования» Андрей Сарабьянов. – Вдохновителем выставки стала вице-президент Фонда Гейдара Алиева Лейла Алиева. Она тонко разбирается в искусстве, у нее есть глаз, вкус, – продолжает куратор. – Насколько важен проект для Лейлы ханым, я убедился, когда мы с ней долго, более часа ходили по экспозиции».

Супрематизм. Александр Родченко

Вернисаж был приурочен к 140-летию со дня рождения Казимира Малевича, без творения которого выставка русского авангарда была бы неполной. В Центр Гейдара Алиева приехала картина «Прямоугольник и круг» 1915 года, предоставленная фондом Sepherot Foundation. 

Воспоминание о Тирасполе. Сергей Романович

Но главная ценность и сила «До востребования» все же в представлении малоизвестных работ признанных классиков – Лентулова, Гончаровой, Шагала, Экстер, Татлина, Ларионова, Дейнеки, Веснина, – а также не столь известных мастеров русского авангарда, открытии новых имен, незнакомых широкой публике. Многие из них еще ждут отдельного исследования, как, скажем, ярчайший представитель саратовского авангардного движения Валентин Юстицкий или живописец Сергей Романович, чью раннюю работу «Воспоминания о Тирасполе» (1913), в которой соединились черты русского примитивизма и итальянского футуризма, можно видеть в бакинской экспозиции. Список продолжают Павел Мансуров, Александр Иванов, Константин Медунецкий, Сергей Сенькин, Николай Голощапов, Иван Гаврис. 

Композиция № 217. Василий Кандинский

Жизни русского авангарда история отпустила совсем короткий срок. Начинается он в 1907 году, с московской выставки художественного объединения «Голубая роза», составленной из живописных работ символистов Сергея Судейкина, Николая Сапунова, Павла Кузнецова в их излюбленных голубых пастельных тонах. Затем последовали яркие вспышки неоимпрессионизма (группы «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи»), фовизма, кубофутуризма, супрематизма и беспредметности. Регресс наступил уже в 1930-е годы, когда во время кампании по борьбе с формализмом авангард был задушен. Этот временной период и охватывает проект «До востребования». 

Портрет сестры Анны. Ольга Розанова

Из-за насыщенного гастрольного графика хрестоматийные произведения самых значительных художников-авангардистов крайне редко «бывают дома». Некоторым полотнам непросто совпасть в одном проекте, музеи вынуждены занимать очередь. На этом фоне собрать работы, находящиеся в различных, не всегда доступных зрителю собраниях, а то и в музейных запасниках, – серьезный вызов для авторов выставок. Именно из холстов, хранящихся в региональных музеях, дающих очень большой материал для открытий, и сформировал экспозицию Андрей Сарабьянов.

Фото: Фахрия Мамедова

Возникает резонный вопрос: как произведения авангарда, причем в составе таких впечатляющих коллекций, оказались вдали от столиц? Одной из утопических идей ранних революционных лет, среди хаоса, анархии и голода, была инициатива отдела ИЗО Наркомпроса создать музеи живописной культуры на просторах молодой советской республики. Мысль, в 1918 году пришедшую в голову Василию Кандинскому, поддержал Александр Родченко. Возможно, впервые в мировой практике возникла идея создания музеев современного искусства, а левые художники на короткий период оказались во главе новой художественной культуры. По крайней мере в двух городах проект тогда смог осуществиться: в Москве с 1920 по 1929 год функционировал Музей живописной культуры, полноценный музей авангарда, а в Петрограде до 1924 года существовал Музей художественной культуры.

Толпа. Лев Жегин

«Наркомпрос широко идет навстречу в удовлетворении провинции в ее голоде художественных ценностей, ибо полагает, что музей тоже почва для возникновения новых форм искусства», – отмечал в отчете художник Владимир Эйферт, в 1919 году доставивший из Москвы в Астрахань 25 картин авторов нового направления. «Голод» удовлетворяло специально организованное в Москве в 1918 году Музейное бюро, покупавшее работы преимущественно у авангардистов и рассылавшее их по тем городам России, где имелись художественные училища или художественно‑учебные мастерские, – чтобы студенты учились создавать актуальные произведения искусства на конкретных примерах. В 1918–1920 годах у 415 художников было закуплено 1926 произведений и распределено по музеям 36 городов страны. 

Двойной автопортрет. Виктор Барт

Вскоре, однако, наступил период «чистки от формализма», которой подверглись фонды Третьяковской галереи и Русского музея. Списанные работы стали ссылать в отдаленные губернии. Впрочем, считалось, что и хранить их необязательно. Удаленные из экспозиций, отринутые советской культурой картины рядами стояли на полу хранилищ, прислоненные к стенам или свернутые в рулоны. Самоотверженные музейщики прятали их по чердакам – такие поступки грозили серьезными последствиями, от увольнения до возбуждения уголовного дела.

Портрет сестер М. А., Л. А. и Е. А. Петровых. Валентина Ходасевич

Собранные вместе, некогда опальные и спасенные холсты буквально обнимают энергией динамичных форм, превращаясь в симфонию насыщенного цвета, красок. Кстати, несколько работ по причине повышенной востребованности не смогли принять участие в московском проекте, зато их удалось заполучить в столицу Азербайджана. Украшением экспозиции стали «Композиция № 217» Василия Кандинского (1917) и «Портрет сестры» Ольги Розановой (1912). Обе роскошные вещи поступили из Екатеринбургского музея изобразительных искусств.

Турецкая пекарня. Роберт Фальк

Иные работы именно благодаря проекту были наконец атрибутированы и пущены в научный оборот. Так, во время подготовки к выставке Андрею Сарабьянову удалось найти в Елецком городском краеведческом музее «Супрематическую композицию» Ивана Клюна 1916–1918 годов. Картина была подписана как «Неизвестный художник. Футуристический рисунок к пьесе Маяковского «Клоп»: к обороту холста приклеена бумажка, на которой карандашом весьма неразборчиво написано «Клюн».

Все участники бакинского проекта особо отметили, насколько вдохновляющей на эксперименты стала работа с пространством Центра Гейдара Алиева и сам процесс включения в его залы произведений русского авангарда. «Это, безусловно, сложное пространство. Но оно уникально тем, что все стены можно увидеть одновременно, одним взглядом охватить почти всю экспозицию. Для подобных обзорных выставок места лучше не придумаешь», – отмечает Сарабьянов.

В связи с этим любопытна авторская трактовка Ольги Трейвас (бюро Form), выступившей дизайнером экспозиции: «Так же как русские авангардисты, мы поставили в основу сценографии выставки принцип отказа от классических канонов. Отмели чужеродную зданию и сюжету выставки «архитектурно-сентиментальную» декорацию. Основой дизайна экспозиции стал свет. Нас, как ни странно, вдохновила «Космическая одиссея» Стэнли Кубрика. Мы стремились передать ощущение космического корабля, взявшего на борт главные сокровища авангарда, и сыграть на чувстве парения в невесомости».

Проект сразу вызвал широкий резонанс, и участники надеются, что успешное сотрудничество будет продолжено. Тем более что тема русского авангарда для Баку не чужая: в Азербайджанском национальном музее искусств имени Рустама Мустафаева хранится полсотни шедевров этого периода истории искусства.

separator-icon
Натюрморт с бутылкой. Иван Пуни
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»