В Центре Гейдара Алиева прошла выставка Сальвадора Дали
Телефон. Из серии «Посвящение Леонардо да Винчи». 1975–1980

На выставке «Сюрреализм – это я» в Центре Гейдара Алиева представлено ровно 100 работ Сальвадора Дали: бронзовые барельефы, скульптуры из стекла, но главное – печатная графика из собрания российского коллекционера и галериста Павла Башмакова.

В Баку привезли настолько разную графику Дали, что иные работы кажутся принадлежащими разным авторам. Художник владел техниками ксилографии, литографии, акватинты, классического офорта, гелиогравюры. Он работал на бумаге ручной выделки, на пергаменте, на специально выделанной коже, применял рубиновый и алмазный резцы. При этом мастер никогда не концентрировался исключительно на технике и форме подачи: каждая графическая серия Дали – это прежде всего искреннее проявление любви и страсти, по-детски неподдельного интереса к теме или идее.

Кубистический ангел. 1983

Порой Дали отталкивался от работ предшественников, но только любимых, таких как Гойя. В серии гравюр «Капричос Гойи» художник, вдохновленный творчеством гения эпохи романтизма, «переделал» его знаменитые офорты, усилив их фантасмагорический эффект за счет сюрреалистических элементов. У Франсиско Гойи «Капричос» была первой серией гравюр, для Дали же посвященная им серия стала последней.

Особый трепет мастер испытывал перед Веласкесом. Впервые Дали написал его портрет еще гимназистом-шестиклассником, в 1919 году. Позже репродукция знаменитой картины Веласкеса «Менины» висела в студии художника, а мотивы гения барокко проявлялись в работах Дали разных лет. Особенно можно отметить масштабное полотно 1960 года «Менины» – оммаж шедевру золотого века испанской живописи, в котором людей и животных художник заменил искривленными цифрами. На выставке в Баку представлена одноименная литография из серии «Модифицированные шедевры». На первый взгляд она кажется почти что репродукцией Веласкеса, этакой «раскраской от Дали» – трудно найти условные десять отличий. Однако, приглядевшись, понимаешь: сохранив сюжет и композицию, мастер радикально изменил общее настроение, усилив контрастность и добавив еле заметные новые элементы.

Швейная машина. Из серии «Посвящение Леонардо да Винчи». 1975–1980

В других работах из этой серии, таких как вариации на тему автопортрета Рембрандта или «Любовного письма» Вермеера, «далинизация» более очевидна из-за микширования техник. В цикле «Сновидения де Кеведо» из шести гравюр Дали одновременно использует две изобразительные техники – пошуар и сухую иглу. Обличительная сатира де Кеведо, поэта эпохи барокко, на явные и тайные пороки общества оказалась идеальным материалом для сюрреалистической иллюстрации. 

Архаический фонограф. 1980

В Баку привезли и работы из других графических серий художника, у каждой из которых собственная история. «Двенадцать колен Израилевых» была создана по случаю 25-летия Государства Израиль. «Девять пейзажей» особенно примечательна сопроводительными текстами Робера Дешарна, личного секретаря, а впоследствии биографа художника. На создание литографий «Озорные сны Пантагрюэля» мастера вдохновили иллюстрации к французскому изданию классического произведения Рабле 1556 года. Серия «Далинизированный бестиарий Лафонтена» из 12 работ – идеальный пример сюрреалистической визуализации литературного произведения, а «Восемь стихотворений Аполлинера» – дань автору самого понятия «сюрреализм».

Куртизанка (Восьмерка мечей). Из серии «Старинные бабочки». 1977

Интересно, что изначально в Баку планировалось представить 99 произведений. Откуда взялось еще одно, какой графической серии на выставке стоит уделить особое внимание и как Дали стал работать со стеклом, рассказал автор экспозиции, коллекционер и петербургский галерист Павел Башмаков. 

Сюрреалистический ангел. 1983

БАКУ: Каким принципом вы руководствовались, собирая экспозицию для Центра Гейдара Алиева?

ПАВЕЛ БАШМАКОВ: Я исходил из условий, предоставленных принимающей стороной, из геометрии пространства, но не только. Графика Дали в Баку впервые, поэтому мне было важно показать серию «После 50 лет сюрреализма», в которой художник рассказывает об основных вехах своей жизни и творчества.

Всего я выбрал для выставки 99 работ, но в последний момент подборка пополнилась работой из частного собрания – бронзовой статуэткой «Женщина в огне».

Вообще я очень доволен тем, какой получилась экспозиция. Во-первых, она яркая. Во-вторых, уникальна тем, что абсолютно все работы имеют живую подпись Сальвадора Дали и действительно являются редкими и дорогостоящими произведениями. Чтобы не навязывать посетителям своего мнения, я никогда не выделяю какой-то один или несколько экспонатов как наиболее ценных и интересных, поэтому скажу так: каждая вещь на выставке для меня по-особенному дорога.

БАКУ: Широкая публика знакома прежде всего с Сальвадором Дали-живописцем. А какое место его работы занимают в мировом наследии графического искусства?

П.Б.: Есть мнение, и с ним трудно не согласиться, что мировое изобразительное искусство зиждется на трех столпах: живописи, скульптуре и печатной графике. В любом крупном музее мира есть отдел графики, а знаменитая венская галерея Альбертина экспонирует только ее – и работы Сальвадора Дали по праву занимают здесь одно из центральных мест. Думаю, не ошибусь, если скажу, что по количеству созданных уникальных работ Дали занимает первое место среди мастеров графики. Он достиг в этом виде искусства таких высот, что, например, Эрмитаж, составляя список из десяти выдающихся произведений графического искусства, обязательно включает в него работу Сальвадора Дали «Дон Кихот».

БАКУ: А чем примечательны его бронзовые и стеклянные скульптуры?

П.Б.: Дали очень любил работать с различными материалами. В конце 1960-х он знакомится с представителями французской стекольной мануфактуры Daum Nancy и узнает о технике pâte-de-verre: стекольный порошок в специальной форме запекают в печи так, что внутри образуются лакуны из воздуха, и готовое изделие переливается всеми цветами радуги. Впечатлительный художник воскликнул: «Эта техника создана для Дали, и мы создадим выдающиеся произведения искусства!» За годы сотрудничества с Daum Nancy он создал 23 уникальных объекта. В моей коллекции пока 18, три из них я привез в Баку: «Крест Лейбница», «Рыбу Мальбранша» и «Архаический фонограф».

Бронзовые барельефы Дали создает по собственным акварелям в 1960–1970-х по заказу одной нефтяной компании. Сегодня у меня три таких барельефа, два из них – сейчас в Баку.

Понятно, что и графические работы, и стеклянные объекты существуют не в единственном экземпляре. Но я считаю, что 150 экземпляров для предмета высокой художественной ценности, созданного самим Сальвадором Дали, – ничтожная цифра. Надо понимать, что большая часть этих тиражей давно осела в мировых музеях, поэтому обладание любым из таких предметов – огромная радость.

separator-icon
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»