Важные дни в Санкт-Петербурге: выставка в Русском музее и памятник Узеиру Гаджибейли
На открытии выставки выступил посол Азербайджана в России Полад Бюльбюльоглу. Фото: Асхат Бардынов

В Санкт-Петербурге прошли сразу два заметных события, имеющих прямое отношение к Азербайджану. В Русском музее открылась выставка «Семь красавиц», приуроченная к 880-летию Низами Гянджеви, а в одном из скверов заложили камень, на месте которого появится памятник Узеиру Гаджибейли.

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Анатолий Повелий, посол Азербайджана в России Полад Бюльбюльоглу, скульптор Айдын Зейналов. Фото: Асхат Бардынов

В XI столетии Гянджеви воздвиг себе нерукотворный памятник, создав пять поэм, объединенных в сборник «Хамсе» («Пятерица»). Четвертой (хотя существует версия, что на самом деле пятой) частью этого сборника была метафорическая поэма «Семь красавиц»: она рассказывает о шахе Бахраме Гуре, который стал властителем мира, взяв в жены семь царевен из разных частей света. Каждой из красавиц соответствовал свой цвет и своя планета. Каждая из них рассказала Бахраму Гуру поучительную историю, а тот с каждым из этих рассказов вырастал духовно.

Поэма повлияла на мировую литературу и на многих творческих людей в частности. Одним из них стал выдающийся азербайджанский композитор Кара Караев, написавший музыку к одноименному балету. А в Русском музее вдохновились на создание выставки азербайджанского искусства, в которой представлены предметы из коллекций Фонда Гейдара Алиева, Азербайджанского национального музея ковра и Государственного музея музыкальной культуры Азербайджана.

Выставка занимает семь залов одного из филиалов Русского музея – Мраморного дворца. Маршрут по ней представляет собой увлекательный сценарий: следом за шахом Бахрамом зритель посещает дворцы его жен.

Фото: Асхат Бардынов
Рашад Алакбаров. Инсталляция «Миниатюра». 2013. Фото: Асхат Бардынов
Низами Гянджеви. «Хамсе». Рукопись XVI в. Фото: Асхат Бардынов

Прологом к экспозиции служит моток металлической проволоки, самое ценное в котором – тень, отброшенная на стену: в ней можно узнать тебризскую миниатюру XVI века «Юноша, читающий книгу». Далее выставлены бесценные древние ковры, покрытое гравировкой серебряное оружие, богатые украшения, головные уборы с отделкой из драгоценных камней, посуда и другие предметы быта. Каждый экспонат – настоящее произведение искусства, которым можно любоваться часами.

Особое настроение создают освещение, оформление залов, музыка и видеоинсталляции: они оживляют традиционные миниатюры и будто переносят посетителя на страницы старинных книг. Как и большинство современных музейных выставок, «Семь красавиц» интерактивна, она постоянно ведет диалог со зрителем. Так, в одном из залов транслируется видеоролик, в котором 150 знаменитых деятелей культуры из Азербайджана, России, Узбекистана, Казахстана и Киргизии декламируют фрагменты из поэмы Низами. В последнем же зале, посвященном балету на музыку Кара Караева, зрителей ждет приятный сюрприз – ковровая тахта с подушками. На ней можно с комфортом расположиться, чтобы посмотреть балетную постановку на большом экране.

Фото: Асхат Бардынов
Фото: Асхат Бардынов

Другое тесно связанное с Азербайджаном событие произошло в Выборгском районе Санкт-Петербурга. Первый камень на месте будущего памятника Узеиру Гаджибейли, одному из самых известных азербайджанских композиторов и автору первой в исламском мире оперы, торжественно заложили в сквере его имени на улице Композиторов. С Петербургом у Гаджибейли была особая связь: он жил здесь еще до того, как стать ректором Азербайджанской консерватории, председателем Союза композиторов республики и автором гимна Азербайджана. В течение года юный Узеир учился в Петроградской консерватории (сегодня – Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Римского-Корсакова) у знаменитого музыкального педагога Василия Калафати, вырастившего таких мировых звезд, как Игорь Стравинский и Дмитрий Шостакович. Именно в Питере Гаджибеков написал самое знаменитое свое произведение – оперетту «Аршин мал алан», которая впоследствии была переведена на 80 языков и поставлена в 187 театрах 76 стран мира.

Автор будущего памятника композитору – академик Российской академии художеств и Флорентийской академии искусств Айдын Зейналов. Именно он создал бюст великого азербайджанского поэта Имадеддина Насими, установленный в атриуме Библиотеки иностранной литературы им. М. И. Рудомино в Москве.

На торжественную церемонию закладки памятника пришли Чрезвычайный и Полномочный Посол Азербайджанской Республики в России Полад Бюльбюльоглу, помощник Президента Азербайджанской Республики Анар Алакбаров, вице-губернатор Санкт-Петербурга Анатолий Повелий, генеральный консул Азербайджанской Республики в Санкт-Петербурге Султан Гасымов и другие официальные лица.

И выставка, и закладка камня организованы при поддержке Фонда Гейдара Алиева.

Кураторы выставки: советник Фонда Гейдара Алиева по вопросам культуры и искусства Эмин Маммадов и директор Азербайджанского национального музея ковра Ширин Меликова; заведующий отделом живописи XVIII – 1-й половины XIX в. Государственного Русского музея Григорий Голдовский. Фото: Асхат Бардынов
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»