В рамках 60-й Биеннале современного искусства в Венеции открылся Азербайджанский павильон. Экспозицию «От Каспия до Розовой планеты: я здесь» (From Caspian to Pink Planet: I am Here) курируют Лука Беатриче и Амина Меликова. Азербайджан на Биеннале представляют Ирина Эльдарова, Вюсаля Агаразиева и Рашад Алакбаров – художники разных поколений, работающие в различных техниках.
«Чтобы глубже раскрыть заданную тему, нужно выйти за рамки центральной части Европы и прислушаться к ощущению «другого», которое каждый из нас носит в себе»
Павильон Азербайджана на 60-й Венецианской биеннале расположился недалеко от Арсенала, в непосредственной близости от основной экспозиции. Каждый национальный павильон так или иначе разыгрывает главную тему форума: слоган Foreigners Everywhere («Иностранцы повсюду») трансформируется в глобальный сюжет, объединяющий все выставки в увлекательный визуальный сериал. Оригинальность национальных экспозиций сильно зависит от интерпретации заданной темы.
Приглашенным куратором павильона Азербайджана в юбилейный биеннальный год выбран Лука Беатриче. Художественный критик и профессор Академии изящных искусств и Института европейского дизайна в Турине, он одновременно является президентом престижного европейского арт-смотра – римского Квадриеннале. В 2009 году Лука курировал в Венеции Итальянский павильон: свою национальную экспозицию итальянцы доверяют только самым влиятельным игрокам арт-сцены. «Предложение курировать Азербайджанский павильон на Венецианской биеннале стало для меня одновременно неожиданностью и долгожданным сюрпризом. С 2009 года я не брался за проекты в рамках Венецианской биеннале, но это приглашение принял с интересом и радостью», – признается Лука Беатриче. «Чтобы глубже раскрыть заданную тему («Иностранцы повсюду»), нужно выйти за рамки центральной части Европы и прислушаться к ощущению «другого», которое каждый из нас носит в себе. Посещение Баку и работа с азербайджанскими художниками дали мне мощный стимул для рефлексии. Центр Гейдара Алиева, где я встретил сокуратора Амину Меликову и трех представленных на Биеннале художников, безусловно является футуристическим шедевром ХХI века, но выросшим на традиционной почве – и этот важный парадокс задал настроение нашей экспозиции».
Амина Меликова сформулировала свою задачу так: «Наша идея была в том, чтобы соответствовать теме, заданной Адриано Педросой, но не трактовать ее слишком прямо. Мы можем оказаться иностранцами в своем доме, в своей семье, где угодно – для меня было важно подчеркнуть именно это». Амина Меликова знает азербайджанских художников как никто другой: она возглавляет Департамент выставок Центра Гейдара Алиева.
«Наша идея была в том, чтобы соответствовать теме, заданной Адриано Педросой, но не трактовать ее слишком прямо. Мы можем оказаться иностранцами в своем доме, в своей семье, где угодно – для меня было важно подчеркнуть именно это»
Морские узлы
Биеннале в Венеции предоставляет редкую возможность увидеть актуальное искусство в исторических интерьерах – сочетания порой получаются неожиданными и добавляют экспозициям новые смыслы. Все инсталляции так или иначе делаются с учетом специфики места.
Азербайджанский павильон в этом году разместился на площади Campo della Tana, в палаццо XVI века, напротив входа в Арсенал. Ансамбль Campo della Tana начал складываться уже в XIV веке: здесь располагались мастерские, где скручивали корабельные канаты, предназначенные для пришвартованных в арсенальной гавани кораблей.
Идея, связующая воду и сушу, заложена и в названии азербайджанской выставки: «От Каспия до Розовой планеты: я здесь» (From Caspian to Pink Planet: I am Here). В этом контексте «иностранец» звучит скорее как «путешественник», «заморский чужестранец», волею ветров причаливший к незнакомой гавани, бросив здесь якорь и закинув на берег канаты.
«Азербайджанская культура обладает уникальным свойством – умением перенимать, переосмыслять и впитывать чужой опыт, создавая уникальные образцы нового искусства. Наша страна издревле была мостом, связующим Восток и Запад», – отметил комиссар павильона, посол Азербайджана в Италии Рашад Асланов.
Любите, девушки, простых нефтяников
Палаццо на Campo della Tana отделено от проходной части площади уютным внутренним двором: поднявшись по открытой парадной лестнице, сразу оказываешься в центральной зале. Со стен на зрителя смотрят персонажи живописного сериала Girls Prefer Oilmen («Девушки предпочитают нефтяников») бакинской художницы Ирины Эльдаровой. История тянется с 2012 года: стартовав на Приморском бульваре, она прошла свой 12-летний цикл и завершилась на берегу Венецианской лагуны.
«Помню, как ко мне впервые пришел этот сюжет. Я готовилась к конкурсу компании SOCAR – нужно было придумать что-то связанное с нефтью, а я ничего не могла изобрести. Всё казалось скучным. И вдруг утром, как вспышка, возник образ Мэрилин Монро: «Бриллианты – лучшие друзья девушек». Бриллианты раньше были валютой, а новая валюта – это нефть. И я буквально за пять минут набросала эскиз. Эту работу назвала «Предложение», и она стала началом большой серии, которая изменила мою жизнь. Я вспомнила, что в Азербайджане очень любят блондинок, Мэрилин точно произвела бы здесь фурор. Одновременно подумала о том, что Баку – город, где встречаются Восток и Запад. И я «подружила» на холсте два полушария: Монро, символ западного мира, становится типичной «восточной» невестой, принимает предложение азербайджанского нефтяника. И тут, конечно, есть момент моей личной истории: я, москвичка, тоже вышла замуж за прекрасного бакинца. Эта работа не выиграла конкурс, но имела неожиданный успех у публики. На Приморском бульваре проходила коллективная выставка, и, как я слышала, у моей картины всегда собиралась толпа. Люди выстраивались в очередь, чтобы сфотографироваться на ее фоне и сделать селфи, имитируя композицию. То есть сюжет «пошел в народ».
Ирина Эльдарова родилась в Москве, а после окончания школы решила поступить в ленинградскую Академию художеств. Строгий Петербург вспоминает с благодарностью, хотя штурмовать академические высоты было нелегко. Окружающий пейзаж вообще очень значим для художницы – ее абстрактные полотна выглядят как живописные карты местности. Под низким питерским небом Ирина встретила своего будущего мужа Муслима Эльдарова, студента факультета скульптуры. Вместе с ним переехала в Баку, сменив северное море на южное. То есть личная история художницы является живой иллюстрацией темы Венецианской биеннале: она приехала в Баку в статусе «чужестранки» и приняла этот город, став для него «своей».
«Эта серия, конечно, в том числе про меня и мужа. Наш роман был как солнечный удар: может, я и написала так много картин, потому что долго не могла понять, что произошло с нами тогда. Последняя работа, сделанная специально для Венеции, называется «Штормовое предупреждение». Ее герой невероятно похож на Муслима: по сути, это его портрет. Теперь на Биеннале присутствует наша личная история».
Художницу не волнует, что образ Монро не раз возникал в истории искусства. Ее Мэрилин вовсе не похожа на персонажа, которого тиражировал Энди Уорхол или воспроизводил Влад Мамышев-Монро. Иронизируя одновременно над феноменом поклонения звездам и над поп-артом в целом, Ирина Эльдарова вписывает культовую блондинку в типично советский контекст. Ее Мэрилин посещает столовки и парикмахерские, танцует «Лебединое озеро», приглашает нефтяника на «белый танец». В серии работа «Нефтяное танго» (2017) стоит особняком, герои сериала – Блондинка и Нефтяник – танцуют прямо на водах Каспия, превращаясь из персонажей сериала в героев мифа.
«Эта серия, конечно, в том числе про меня и мужа. Наш роман был как солнечный удар: может, я и написала так много картин, потому что долго не могла понять, что произошло с нами тогда»
Планета мечты
Переходя в следующий зал, зритель – в соответствии с маршрутом, заявленным в названии, – перемещается с берегов Каспия на Розовую планету. Точкой отсчета одноименного проекта Вюсали Агаразиевой стала масштабная живописная работа.
«Розовая планета» (Pink Planet, 2023–2024) – первая часть акриловой серии, которую художница исполнила в лучших традициях советской фантастической иллюстрации. К розовым скалистым берегам причаливает величественный лайнер, антропоподобные существа приветствуют его на берегу, а в небе бороздят розовые просторы космические корабли. Открыв новую планету, Вюсаля принялась за ее колонизацию. Интерактивные части проекта созданы в коллаборации с потенциальными жителями Pink Planet.
Вюсаля Агаразиева, представительница поколения 30-летних, самая молодая из участников павильона. Она известна в Баку своими муралами, населившими бранд-мауэры старых зданий новыми жителями и историями. Выпускница Азербайджанской академии художеств, Вюсаля давно изменила первой специальности (керамист), умело жонглируя разными материалами и сюжетами. Она из породы художников-активистов: занимается педагогикой, ведет благотворительные проекты, интересуется историей и краеведением. Переехав из Баку в село Ивановку и оказавшись в новой для себя социокультурной среде, вместе с писателем и соратником Нигяр Рзаевой организовала арт-центр для местных жителей-молокан. Главным своим делом Агаразиева считает живопись и подчеркивает, что важной составляющей актуального искусства является сотрудничество.
«Я открыла новую планету: розовый – это цвет фантазии. Этот мир вообще создают фантазеры. Чтобы населить свою планету, я собрала людей из разных стран, различных возрастных групп и профессий и предложила им придумать и нарисовать сцены жизни на Розовой планете. Оттолкнувшись от моей живописной работы, каждый придумал своих героев и связанные с ними ситуации. Из этих рисунков я сделала анимацию – своеобразный Pink Planet Gide».
Важная часть проекта – инсталляция в виде круга, символизирующая цикличность жизни. «Инсталляция является метафорическим отражением человека, его связи с микро- и макрокосмосом. Основные цвета повторяют палитру работы на холсте, передавая чувственную природу и воображение человека. Вставки из металла символизируют технологичность эпохи, деревянные островки – связь человека с Землей, телесные оттенки – плоть человека. Форма указывает на цикличность жизненных процессов и представляет человека как всем хорошо знакомую, но одновременно самую неизведанную планету».
Каждого посетителя павильона Вюсаля приглашает перебраться на планету мечты. Для этого достаточно пройти трехминутный гейм видеоигры (ее разработчик – Агабаба Багиров) –пробраться через поток астероидов, преграждающих путь к Pink Planet. «Астероиды – это повседневные страхи, которые мешают человеку фантазировать и летать. Если зритель освободится от них, то попадет на Розовую планету и станет ее жителем. Но в этом сражении можно и проиграть».
«Я открыла новую планету: розовый – это цвет фантазии. Этот мир вообще создают фантазеры»
Все свое ношу с собой
Покинув Розовую планету, посетитель попадает в третью комнату, где экспонируется инсталляция Рашада Алакбарова I am Here («Я здесь»). Это самое маленькое пространство выставки, а лабиринт, выстроенный художником, довольно массивен. В зале, согласно замыслу художника, зрителя настигает ощущение клаустрофобии.
«В узких изгибах лабиринта человек может обнаружить только самого себя. Все страхи и архетипические чудовища, которые он должен победить по ходу маршрута, – это и есть он сам, потаенные уголки его души»
Рашад Алакбаров – самый опытный участник Венецианской биеннале. Его работы не раз экспонировались в национальном павильоне и в параллельных выставочных проектах. Алакбарова долгое время ассоциировали со знаменитыми «теневыми конструкциями». Отойдя от привычного приема, он раскрылся как художник, способный освоить историческое пространство, используя весь арсенал совриска, от традиционной живописи до сложных инженерных конструкций. Новый проект Алакбарова представляет собой архитектурную конструкцию, части которой, смыкаясь, образуют узкие щели.
Художник отправляет посетителя в путешествие. Лабиринт подобен человеческой жизни – это путь самопознания. Но маршрут задан заранее: «Нам кажется, что есть возможность выбирать. Однако в нас самих уже заложен выбор».
В этом коротком путешествии человеку должно стать некомфортно. Чтобы победить клаустрофобию и вдохнуть воздуха, посетитель инстинктивно поднимает голову и получает тот самый ключ-шифр, который раздвигает узкие проходы. В недоступном для зрителя верхнем ракурсе стены лабиринта складываются в надпись I am Here («Я здесь»). Но обнаружить месседж возможно, лишь взглянув на отражение в зеркале. Ход, в котором узнается фирменный стиль Рашада Алакбарова – сложить из отдельных фрагментов ясное и глубокое высказывание. «В узких изгибах лабиринта человек может обнаружить только самого себя. Все страхи и архетипические чудовища, которые он должен победить по ходу маршрута, – это и есть он сам, потаенные уголки его души». В каком-то смысле Рашад Алакбаров продолжает тему страхов, поднятую Вюсалей Агаразиевой. Но если Вюсаля побуждает бороться со страхами и сулит за это награду в виде планеты мечты, то Рашад констатирует: главный «чужой» в жизни человека – он сам.
Куратор павильона Амина Меликова так комментирует работу Алакбарова: «Это символическая точка нашей экспозиции. Рашад отвечает обеим художницам: где бы мы ни оказались – на Каспийском побережье или на Розовой планете, – главное, что мы приносим с собой, – это себя. Мы все равно оказываемся там, где мы есть, и так будет всегда. На церемонии открытия павильона я вспомнила цитату из романа нашего классика Анара Рзаева «Шестой этаж пятиэтажного дома»: «Ни один самолет, ни один корабль, ни одно транспортное средство не может отдалить человека от самого себя».
«Рашад Алакбаров своей работой ставит точку или скорее многоточие, логически завершая не только экспозицию нашего павильона, но и отвечая на главный вопрос этой Биеннале», – считает Лука Беатриче.