Выставка Аббаса Кязимова: сказка на кончике кисти
Фото: Мария Новосёлова

В павильоне «Азербайджан» на ВДНХ открылась посмертная выставка азербайджанского художника Аббаса Кязимова «Сказочный мир». Его неповторимый стиль, который Кязимов изобрел сам, переживет художника надолго.

Искусствоведы обычно упоминают Кязимова как одного из главных представителей «абшеронской школы», оказавшей большое влияние на всю азербайджанскую живопись. Но даже среди соратников по Абшерону Кязимов стоит особняком. После тысяч часов и дней творческих поисков, дискуссий с коллегами-художниками и самим собой Кязимов нашел индивидуальный путь в искусстве.

Его стиль часто называют «ковровым»: как на азербайджанском ковре узор складывается из узелков, так на картинах Кязимова – из точек масляной краски. Однако наметанный взгляд сразу определит, что за кажущейся наивностью этих холстов стоит глубокое знание истории мирового искусства, искания европейских ташистов и пуантилистов, которые Кязимов пропустил сквозь себя и переработал, слил их с национальной гордостью – традицией коврового орнамента, с узорами бабушкиных лоскутных одеял, с древним и современным искусством Кавказа. А потом добавил главный и неповторимый ингредиент – свою любовь к жизни, к родной земле, ее воздуху и морю и умение показать эту обычную жизнь как волшебную сказку.

Птица, распускающая крылья. Фото: Мария Новосёлова

Работы Кязимова удивляют своей простотой – и одновременно сложностью. У них очень простые сюжеты: вот зверюшки, черепаха или лев, вот влюбленные мужчина и женщина, вот художник за мольбертом. Но в каждую картину вложено столько труда, что диву даешься. Это труд не только ремесленный, хотя очевидно, сколько нужно времени и усилий, чтобы создать из миниатюрных точек и линий внятный образ. За каждым полотном стоит и долгий, кропотливый интеллектуальный труд: превратить фантазию в изображение, в котором идеально слились бы сложность исполнения и легкость формы. «Легкость» – наверное, самое точное слово, которым можно описать работы Кязимова: кажется, что его нарисованная птица вот-вот взлетит, жираф побежит, а влюбленные возьмутся за руки и счастливо засмеются. Организаторы выставки не зря назвали мир Кязимова сказочным: зрителю хочется поверить, что на его картинах, как в сказке, все возможно.

Звери у Кязимова не просто животные: они словно вмещают в себя весь мир. У жирафа пятна на шкуре становятся похожи на сотни открывшихся глаз – не родственник ли он библейскому «волу, исполненному очей»? Обычный барашек становится вместилищем сотен человеческих лиц. У доброго улыбающегося льва человеческая морда. Небо и облака словно покрыты сложной вышивкой, вышедшей из рук искусной мастерицы. А вот люди на его полотнах изображены гораздо проще: в них меньше тайны, они просты, как в раю до грехопадения. Так мог рисовать только художник, сердечно любящий весь мир и все живое в его разнообразии и сложности.

Выставка продлится до 24 июля.

Абшеронская черепаха. Фото: Мария Новосёлова
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»