Работы выдающихся азербайджанских живописцев Таира Салахова, Джавада Мирджавадова, Расима Бабаева, Гейюра Юнуса, Кямала Ахмеда показали на выставке «Музей Востока открывает фонды. Живопись Кавказа и Средней Азии» в павильоне Государственного музея Востока на ВДНХ.
В постоянной экспозиции Музея Востока на Никитском бульваре есть раздел живописи Кавказа и Средней Азии, но в нем представлено по большей части творчество художников первой половины XX века. При этом в запасниках хранится множество произведений, относящихся ко второй половине столетия. Познакомиться с некоторыми из них и оценить многообразие изобразительных школ Кавказа и Средней Азии дала возможность выставка: из фондов Музея Востока были извлечены 52 живописные работы мастеров Азербайджана, Грузии, Южной Осетии, Дагестана, а также Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Туркмении и Казахстана.
«Эта выставка – увлекательное путешествие по улочкам Тбилиси, старого Баку, Дербента, селений и кишлаков, пропитанных горячим среднеазиатским солнцем, – комментирует куратор проекта Мария Филатова. – Каждый художник по-своему отразил своеобразие того или иного места либо региона, его характерные краски, ритмы и образы».
Эмблемой проекта и центром экспозиции стала идиллическая работа Азама Атаханова «Полуденный отдых» (1998). Солнечные блики, приятная расслабленность летнего зноя разлиты по полотну таджикского художника, уроженца Душанбе, окончившего Строгановское училище в Москве. Работа, наполненная теплом и светом, по-восточному декоративна и напоминает пятнистый ковер.
В коллекции Музея Востока хранится шесть работ народного художника Азербайджана Таира Салахова, одного из основоположников «сурового стиля». Для выставки, однако, выбрали полотно, хронологически не укладывающееся в период расцвета этого жанра, – мощно и энергично написанный «Натюрморт с гранатами» (1969). В мастерской на фоне подрамника – стол. На нем лист бумаги. В белых изломанных складках раскатились гранаты, символ Азербайджана, и стоит пузатая оплетенная бутылка. Нервные, прерывистые темные контуры в духе Сезанна наполняют обыденный сюжет драматизмом, а каждую деталь композиции – особым смыслом.
Важнейшей страницей в истории азербайджанской живописи стала «абшеронская школа» – сообщество художников, творивших в 1960–1980-е годы. Они изучали, осмысливали и интерпретировали мифы, национальный фольклор, книжную миниатюру, орнаментику ковров, при этом вплетая в свои произведения элементы искусства доколумбовой Америки, Индии, зороастризма. Мастера будто выплескивали на свои холсты всю яркость и жар природы Азербайджана. В экспозицию вошли две работы Джавада Мирджавадова, одного из лидеров «абшеронской школы», – буквально сгустки живописной материи: «Ковка буйвола» (1972) и «Овдан (У колодца)» (1985).
Вокруг Мирджавадова сплотился кружок азербайджанских фовистов. В их числе был Расим Бабаев, представленный на выставке двумя портретами – «Муса-дан. Абшерон» (1978) и «Моя бабушка» (1985). Полотна выпускника Суриковского института являют сочетание народного юмора, радости, полноты жизни и национальных традиций миниатюры. И конечно, выставка была бы неполной без чернобровых луноликих красавиц «абшеронца» Гейюра Юнуса, вдохновленных каджарскими портретами. На ВДНХ привезли его раннюю вещь «Девочка с барашком» (1984).
Мистическая вселенная экспрессиониста Кямала Ахмеда представлена его «Собаками» (1980), написанными на фанере. Картина отчасти перекликается с масштабным холстом «Прощание с Джолдашем» (2008) черкеса Хамида Савкуева, преподавателя Санкт-Петербургской академии художеств. Темпераментный рисовальщик, живописец, мастер невероятных ракурсов превращает сцену прощания с собакой в трагический символ.
Отдельно куратор решила выделить феномен так называемого туркестанского авангарда. Ключевой фигурой в формировании этой школы стал Александр Николаевич Волков, художник, работавший в Ташкенте с середины 1910-х годов и сумевший выразить восточный колорит острыми изломами мазков и непривычным сочетанием красок. Его родившийся в Ташкенте сын, тоже Александр Волков, продолжил традицию. Вместе с братом Валерием они любили путешествовать по Средней Азии. На полотне «Возвращение домой» (1988) Александр Волков-младший изобразил теплый бархатный вечер, расплавленное золото уходящего солнца, льющееся сквозь кроны деревьев.
Судьбы художников, чье творчество представлено на выставке, сложились очень по-разному, но в жизни каждого Восток играл огромную роль: кто-то жил и работал на этой земле, кто-то был связан с ней духовно. Как сказала советник генерального директора Музея Востока Татьяна Метакса, «традиционное искусство живо, и картина жива. Приходите и любуйтесь! И вы окунетесь в море красок Востока».