Выставка Фаига Ахмеда открылась в ОАЭ

Персональная выставка художника Фаига Ахмеда Consciousness in Flux («Сознание в потоке») открылась на площадке Maraya Art Centre в Шардже (Объединенные Арабские Эмираты).

Визуальные исследования Фаига Ахмеда уже много лет связаны с традицией национального ковроткачества. Фаиг смело играет с узорами азербайджанского ковра: раскладывает орнамент на пиксели, взрывает его изнутри, заставляет растекаться и расползаться, превращает в водопад нитей и в языки пламени. При этом он отлично понимает суть традиции, умеет находить общий язык с мастерами ковроделия, читать и интерпретировать древние орнаменты.

Ширваншах

В кураторских текстах о проектах Ахмеда часто фигурирует слово «деконструкция». По сути, оно сбивает с толку и мешает пониманию задач художника. Фаиг не разрушитель традиции, а один из немногих ее знатоков и последователей: ковер в его интерпретации – живой организм, который нуждается в умном исследователе. Это образ космоса, и на его примере автор пытается объяснить многие явления из области физики, психологии, философии. Внимательно изучив символический язык народного искусства, художник смело вступает с ним в диалог. Диалог предполагает формулу «вопрос – ответ». Каждая работа Фаига состоит из двух элементов: традиционного орнамента и придуманного фрагмента. Первый стабилен, второй постоянно трансформируется. При столкновении традиции и творческой рефлексии, ремесленника и материала появляются сложные произведения искусства, разрушающие стереотипы, стирающие границы между жанрами и ставящие под сомнение готовые формулы. Взаимодействие Фаига с ковром в определенном смысле иллюстрирует то, как менялось наше восприятие Вселенной. Долгое время ученые считали космос строгой уравновешенной системой и лишь сравнительно недавно обнаружили, что это постоянно меняющийся организм. Ковер – модель Вселенной, и в своих работах Ахмед показывает, что с помощью искусства можно увидеть невидимое и услышать безмолвное.

Гобустан

Проект Consciousness in Flux, выставленный в Maraya Art Centre, исследует физиологические и психологические аспекты нашего восприятия искусства. При входе на экспозицию зрители надевают на голову специальную гарнитуру, регистрирующую физиологические изменения в теле человека, который взаимодействует с арт-объектами. Специальное оборудование отслеживает колебания сердечного ритма. Электроэнцефалограф фиксирует электрическую активность мозга, позволяя наблюдать, как различные его отделы реагируют на визуальные стимулы. Полученные данные преображаются в компьютерной программе, в реальном времени транслируются на двух мониторах – и оказывается, что визуализация нейронных связей, возникающих при знакомстве с работами художника, в свою очередь, напоминает переплетения ковровых узоров. Таким образом, каждый посетитель становится соучастником проекта, а у выставки появляется третье измерение – человеческая реакция. Исследуя взаимодействие сознания и материи, Фаиг вступает на пограничную территорию между наукой и искусством, тонкими нитями связывает фантазию и реальность. «Важная задача проекта – создать произведение, объединяющее результаты собранных данных, – говорит художник. – На основе индивидуальных впечатлений и реакций создается коллективный художественный объект, который позволит по-новому посмотреть на искусство и его влияние на человеческое сознание».

В одной из центральных работ экспозиции ковровый узор превращается в портал, ведущий в черную бесконечность. Изымая центральную, символически самую важную часть коврового узора, Фаиг приглашает каждого домыслить свой космос – или провалиться в темноту бессознательного. «В исследовательской части моего эксперимента присутствует отсылка к «Черному квадрату» Казимира Малевича», – отмечает Ахмед. Художник изучил историю и концепцию этого произведения, в свое время преподнесенного Малевичем как «акт обнуления», новая точка отсчета для искусства. «Мозг зрителя реагирует на мои работы естественно и честно, глаза двигаются свободно, тело двигается самым искренним образом, – комментирует Фаиг. – Полученные данные позволяют расшифровать, что на самом деле происходит в голове человека при встрече с произведением искусства. Отсюда и отсылка к «Черному квадрату»: на первый взгляд он воспринимается как «пустое пространство», «ничто», но именно зритель решает, что видит в нем».

separator-icon
Талыш

Выставка Consciousness in Flux в Maraya Art Centre продлится до 1 августа. 

Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»