Выставка Гейюра Юнуса состоялась в Баку
Окно в XXI век. 1993

Свое 75-летие народный художник Азербайджана Гейюр Юнус отметил своего рода творческим отчетом – выставкой «Богатство правой руки». Посетители бакинского Музея современного искусства увидели 72 живописных полотна и графические работы.

Гейюр Юнус родился в Амирджане, селе своих предков: до сих пор там сохранилось здание кирпичного завода его деда, а еще работает музей знаменитого родственника – народного художника Азербайджана Саттара Бахлулзаде. В Амирджане Гейюр муаллим живет до сих пор, и как его ни заманивают в Баку, переезжать отказывается.

Подобную верность Гейюр муаллим хранит и своему стилю, однажды найденной неповторимой манере. С холстов, похожих одновременно на драгоценные ковры и каджарские миниатюры, миндалевидными глазами глядят на зрителя чернобровые луноликие женщины.

Агшалварлылар. 2021

И все же кажется, что со временем эти печальные красавицы стали немного другими.

«Мир меняется, человек меняется, а уж тем более художник и его творчество, – соглашается Гейюр муаллим. – Во всем мире люди стремятся познать божественную истину, в изобразительном искусстве тоже. Кажется, всё уже испробовано – от классики до модернизма. Из этого океана стилей каждый художник что-то для себя берет. И счастлив тот, кто создаст нечто новое, сохранив собственное мировоззрение».

Юнус дотошно изучил технику работы старых мастеров, но не подпал ни под чье влияние. Оставаясь собой, он решительно апроприирует характерные элементы языка великих предшественников, вступая с ними в диалог, а порой и в полемику. Это очень заметно в работах, представленных на выставке, так что зритель получает возможность совершить путешествие во времени и проследить, как искусно автор вплетает современные приемы в культурные коды прошлого.

Молитва матери. 2016

«Я азербайджанский художник, осведомленный о многих тенденциях мирового искусства, и выбираю то, что близко лично мне, – объясняет Юнус. – Рафаэль, Боттичелли, Хокусай, Врубель, Серов, Малявин, Кандинский, Гончарова, Ларионов – вот лишь небольшой список мастеров, меня вдохновляющих». В этот список можно было бы добавить и Казимира Малевича. Графическая работа Юнуса «Преодоление препятствий» или насыщенный цветом холст «Агшалварлылар», передающий пульс жизни бакинского квартала моряков, – не что иное, как упражнения в футуризме с его расчленением движения и скорости на элементы.

Два мира. 2021

Для любого художника важен вопрос, куда идет искусство и что будет дальше. Ответ Юнуса – в работе «Окно в XXI век». Это выполненное в пастозной технике необычно масштабное для автора полотно – почти полтора на полтора метра! – было написано еще в 1993 году, но выставляется впервые. «Раньше не хотел, – объясняет Гейюр муаллим. – Ждал, совпадут ли мои предчувствия с происходящим». На вопрос, совпали ли, отвечает утвердительно и предлагает зрителю XXI века, находящемуся по эту сторону окна, сравнить реальность с изображением. Как и все работы Юнуса, «Окно в XXI век» – ребус с глубоким подтекстом: разные образы, лица большие и маленькие. Среди них Адам и Ева, которые всматриваются в окна – каждый в свое, с тревогой и надеждой пытаясь разглядеть будущее, которое вот-вот наступит. 

Сон. 2022

Гейюр муаллим из тех художников, что способны создавать целые миры. Нередко они приходят к нему во сне, как красное небо и летящие ангелы с мистического полотна «Сон», напоминающего работы Сальвадора Дали. Расшифровать элементы картины помогает сам автор: «Под красным небом – Ноев ковчег. Рядом с ним груша – символ классической поэзии и одновременно долговечности и верной любви. Низами в поэме «Лейли и Меджнун» писал о соловье, который любит розу. В современном мире такой любви уже нет. Современный соловей, как и современные любовники, любит грушу, то есть нечто материальное. Но верю, пройдет время, и все изменится».

Рядом с Ноевым ковчегом изображена белая рыба. В данном случае это символ пророка Ионы, но рыба вообще один из любимых мотивов Юнуса: художнику нравится и ее форма, и то, что рыба вечно молчит. Новаторство Гейюра Юнуса и в том, как в пространстве холста он соединяет не только разные смыслы, но и разные стили. В работе на фанере «Молитва матери», посвященной притче о пророке Моисее и мяснике, художник изображает главных героев в экспрессионистской манере, намеренно укрупняя их, на заднем же плане мы видим его любимые реалистичные женские образы. К подобному композиционному при¬ему художник прибегает и в работе «Три дня на земле». «Жизнь состоит из вчера, сегодня, завтра, – рассуждает Гейюр муаллим. – Вчера невозможно вернуть, как невозможно исправить ошибки. Что будет завтра, пока непонятно. Делай то, что собирался сделать, сегодня, но так, чтобы завтра не жалеть об этом».

Три дня на земле. 2021

«Глядя на работы Гейюра Юнуса, человек обретает внутренний покой, – говорит куратор выставки Расул Гасан. – Даже через сто лет при рассказе об азербайджанском и в целом о восточном искусстве его произведения будут показаны одними из первых». Как истинный человек Востока, Юнус не просто художник, но философ, превращающий свои картины в притчи. Даже в названии выставки – «Богатство правой руки» – заключено несколько смыслов: правая рука – инструмент действия, необходимый в повседневности; богатство – дар Божий, но также результат труда в союзе с разумом. «В Судный день каж¬дому человеку будет вручена книга его деяний, – напоминает Гейюр муаллим. – Грешникам и неверующим она будет подана в левую руку. А праведники, верующие в Аллаха, служившие Ему и совершавшие добрые дела, получат книгу в правую руку, как знак благословения и обещание места в раю».

separator-icon
Рембрандт на Востоке. 2001
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»