Выставка Максима Татаринцева открылась в Баку

В проектном пространстве ARTIM открыта выставка видеохудожника Максима Татаринцева «Моно». Автор рефлексирует актуальные социальные и технологические процессы, такие как массовая иммиграция, взаимодействие с искусственным интеллектом и девальвация реальности. Все видеоинсталляции созданы по заказу Пространства современного искусства YARAT.

Проект Максима Татаринцева называется «Моно», что означает и монологичный характер высказывания, и одноканальное звучание, и апелляцию к греческому понятию «монос» – «одиночество».

В своих видеоработах художник старается передать атмо¬сферу времени, когда стабильность осталась в прошлом, но еще сохранились прежние привычки и ожидания. Пандемия, геополитические разборки, климатические изменения – люди больше не чувствуют себя защищенными. В этом контексте стало ключевым понятие «безопасность», затмив прежние приоритеты, такие как «свобода, равенство и братство». Реальность покачнулась, и люди все чаще ищут опору в виртуальном мире: в социальных сетях, играх, в общении с искусственным интеллектом.

Максим Татаринцев в названии выставки апеллирует к монологу, но в процессе просмотра видео зритель обнаруживает себя вовлеченным в непрерывное взаимодействие с ИИ.

Так, герой видеоинсталляции There is nothing more real than nothing («Нет ничего более реального, чем ничто», 2023) пользуется указаниями чата GPT для принятия важных решений. Художник провел эксперимент: в течение 30 дней выполнял задания, которые ему давал чат. Проживая жизнь в ожидании событий, которые не зависели от его выбора и контроля, герой в итоге смиряется с повседневной абсурдностью и даже находит в подобном замкнутом образе существования некоторый смысл. В данном контексте искусственный интеллект выступает как проводник и как некий «пророк», сопровождая художника на пути исканий. Хотя заповеди ИИ часто бывают иррациональными, они помогают художнику справиться с ответом на вопрос, всегда ли стоит бороться за контроль или лучше довериться внешним силам.

Татаринцев не только исследует возможности взаимодействия с искусственным интеллектом, но и рассматривает последствия его развития. В инсталляции Silence… speaks («Тишина... говорит», 2023) ИИ переосмысляет текст Франца Кафки «В исправительной колонии», превращая его в набор бессмысленных фраз и спонтанный диалог. Кафка в своей новелле исследует механизмы власти и технологического контроля. Татаринцев развивает тему, поднимая вопрос о цифровой этике и точности информации, распространяемой в виртуальной среде. Попадая под власть информационного потока, люди становятся ретрансляторами ложных фактов, которые влияют на общественное мнение и формируют социальные тенденции.

Проблему нарастающего контраста между внутренним и внешним опытом художник поднимает в работе I do not want sorry («Я не хочу сожалеть», 2023). Татаринцев при помощи ИИ визуализирует экстремальные события, глобальные катастрофы и кризисы. Параллельно с визуальным рядом на экране появляются фрагменты личного чата автора. Информационное поле навязывает нам апокалипсическое мироощущение, но каждый человек переживает его по-своему. Таким образом художник говорит об одиночестве перед лицом глобальной опасности и о персональной ответственности каждого за свою жизнь.

Наконец, в работе At least we say we can («По крайней мере, мы говорим, что можем», 2023) рассуждает об опыте иммиграции – о навязанных стереотипах и эмоциональных травмах. Здесь голоса живых людей перемешиваются с репликами, сгенерированными ИИ: распознавание реальных и сфальсифицированных эмоций остается на усмотрение зрителя. Каждый ведь способен сопереживать в силу собственного опыта...

separator-icon

Выставка продлится до 30 декабря 2023 года.

Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»