Международная выставка МАМА «Мать-природа» открылась в Центре искусств Бахрейна. Это первая после Баку остановка масштабного передвижного проекта, начавшегося в рамках Конференции ООН по изменению климата СОP29.
«Художники за экологию» – яркий тренд в актуальном искусстве. Искусство, как мощный радар, улавливающий главные общественные тенденции и проблемы, говорит о губительном воздействии человека на природу, и в последние годы этот голос становится все громче. Учредитель Фонда искусства RAK и участник выставки МАМА Рашид Аль Халифа подчеркнул, что приезд в Бахрейн проекта «Мать-природа» укрепляет усилия художников разных стран: «Организуя международную выставку MAMA, мы обогащаем тем самым местную творческую среду и способствуем глобальному диалогу в такой важной области, как защита окружающей среды».
«Мама» – первое слово, которое произносит человек. С него начинается жизнь, с него начинается пробуждение сознания. Это слово универсально на всех языках, поэтому именно его выбрали названием международной выставки, которая после Баку и Бахрейна поедет дальше по миру, объединяя людей, заботящихся о сохранении природы.
На вопрос о принципах отбора участников проекта организаторы ответили кратко: «Единственное, чем мы руководствовались, – чтобы экологическая тема была решена образно и небанально». И действительно, каждый художник интерпретирует ее по-своему. Напомним, часть авторов напрямую обратилась к теме материнства, связав экологическую проблематику с сюжетом о плодородной сущности природы. Среди них азербайджанка Рамина Саадатхан, создавшая серию сложно сконструированных коллажей «Материнская природа». «Те же невидимые нити, что связывают нас с мамой, соединяют нашу жизнь с природой», – говорит Рамина. На выставке в Бахрейне она представила коллаж «Материнское сердце». О женской сущности природы рассуждает и сербская художница Гала Чаки в живописной работе «Я могу летать»: волосы девушки превращаются в мощные ветряные потоки, закручивающие мироздание.
В лаконичной и образной инсталляции живущей в Германии узбекской художницы Сайоры Муин женщина-мать оплакивает судьбу умирающего Аральского моря и других исчезающих вод Мирового океана. Согбенная женская фигура пускает бумажные кораблики по песчаным волнам, хрупкие суденышки застревают в зыбучем потоке, сливаются с песком и холщовые женские одеяния. Бренность, тщета и нечеловеческая усталость – всё сплелось в этой поэтичной работе.
Другая возможная трактовка темы выставки – влияние современного урбанизма и постиндустриальной науки на природу. Эту проблему можно рассматривать под разными углами. Азербайджанец Фарид Расулов изображает фантастическую лабораторию: в своей работе «Сгенерированное поколение» он исследует сложную тему вмешательства науки в таинство рождения. Из пробирок в стерильной лаборатории выходят новые виды – яркие, экзотичные и немного пугающие. Представляя будущее, где растительный мир подвергается непрерывной генной модификации, художник поднимает вопрос о правомерности вмешательства в ход эволюции.
Наконец, третья группа художников использует мифологические сюжеты и архетипические образы, избегая прямых толкований заглавной темы. Так, художник из Бахрейна Рашид Аль Халифа в живописном триптихе «Переправа через Нил I, II, III» решает тему противостояния воды и суши как космическую битву двух стихий.
Хорватская художница Саня Прибич в инсталляции «Древо жизни» обращается к образу вселенского древа, arbor mundi – центра, объединяющего все сферы мироздания. О райской сущности природы тонко рассуждает и бакинская художница Елена Хагвердиева: ее древо жизни (из серии «Сады») прорастает на границе двух миров, разделяет собой день и ночь, кроной подпирает небо, служит домом для сказочных птиц и соблазняет людей своими плодами.
Итог теме мифологического древа жизни подводит Фидан Ким, азербайджанка, живущая в Калифорнии. В своей работе «Фантасмагория» она выстроила маленький алтарь, где цветущее растение – центр идеальной вселенной, собирающий под своей кроной-куполом людей, зверей и крылатых эльфов, дарящий всем надежду. На возможную надежду намекает и российский художник Николай Макаров: на его растянувшемся во всю стену полотне («Без названия») сквозь тучи пробивается призрачный свет.
Выставка продолжит свой путь по разным странам, неся напоминание о неразрывной связи человека с природой. «Через искусство мы стремимся пробудить в людях любовь и ответственность за мир, который нас окружает», – сказал куратор выставки Эмин Маммадов.