Выставка современных грузинских художников проходит в Баку
Леван Сонгулашвили. Инсталляции «Система объектов». 2018

В Центре современного искусства YARAT открылась выставка современных грузинских художников «Эквинокс», посвященная философии сознания.

Коллективная экспозиция развивает идеи философа Мераба Мамардашвили, которые он высказал в цикле лекций, прочитанных студентам факультета искусств Тбилисского университета в середине 1980-х. Название проекта (от латинского aequinoctium – «равные ночи») взято непосредственно из текста Мамардашвили: рассуждая о взаимодействии света и тьмы, он говорит о достижении «точки равноденствия».

Работа Гии Эдзгверадзе «Большая бабочка» (The Grand Papillion) изображает схватку двух фехтовальщиков. На блестящей пластиковой поверхности – контрастные фигуры из черной резины. Издалека силуэты сливаются, так что их очертания напоминают бабочку. Работа намекает на природный процесс превращения, когда ползающая гусеница обретает крылья. Таким образом художник иллюстрирует метафору рождения сознания из кокона противоречий: в этот момент противоположные энергии (черное и белое, блестящее и матовое, динамичное и статичное) достигают равновесия.

Андро Семейко. Инсталляция «Написание собственной истории». 2023

В инсталляции Андро Семейко «Написание собственной истории» (Writing of One’s Own Story) масштабный черно-белый текст наложен на фреску. Ковры, подвешенные к полупрозрачному потолку, напоминают о детстве, а проекция демонстрирует чужие письма. Внедренные в коллаж живописные фрагменты эмоциональны и выразительны, а стелющийся по полу туман создает ощущение сна. Художник опирается на свою грузино-украинско-русскую идентичность и рефлексирует по поводу подросткового опыта, полученного во время распада Грузинской ССР, начавшейся там войны и вынужденной эмиграции семьи в Великобританию. Краски и текстиль становятся концептуальными приемами, помогающими рассказать о травме.

В своеобразную полемику с Андро Семейко вступает Тамара К. Е. в своей инсталляции «Большой сумеречный бум III» (The Big Twilight Boom III). Художница исследует не собственный опыт, а глобальный тренд. На экране сменяют друг друга сканы готовых объектов, изображения из Интернета, собственные рисунки, вещи из интернет-магазинов, случайные тексты... Тамара сваливает в общую кучу культурные коды современного человека, визуализируя состояние его сознания – хаотичное, свободное и растерянное. Художница остро формулирует актуальную проблему: зачем нам столько механической памяти, если мы не в состоянии проанализировать всю информацию и работа сознания сводится к случайной прокрутке образов?

Гия Эдзгверадзе. Большая бабочка. 2005

В картине Константина Миндадзе «Портал в самом сердце желтого» (Solaris Aurum) тщательно нанесенная масляная краска передает градацию оттенков одного цвета. Геометрические круги создают иллюзию света, из темноты появляющегося и во тьме исчезающего. Визуальный эксперимент художника отсылает к формуле «уравнения» Мамардашвили, в котором возникающая и принимающая точка восприятия света ассоциируется с тьмой, пустотой и напряжением. Парой к «Солярису» смотрится другое полотно Миндадзе – «Сейчас» (Now). На нем изображена эллиптическая форма, в центре которой написано крошечное слово Now: только в настоящем реальность жизни встречается с измерением времени.

Работа Луки Лазара (Moving Stills #052910) изучает систему взаимодействия объектов. Отдельные элементы, напоминающие частицы света, создают образ космической паутины – квантовая физика предполагает, что они связаны друг с другом. В парном видеоряде («Движущиеся кадры и за их пределами: неземные трансформации») художник изучает феномен повторяющегося коллективного действия: человеческие тела воспроизводят одни и те же движения, формируя визуальный паттерн – символ жизненного цикла.

Художник Леван Сонгулашвили в инсталляции «Система объектов» (System of Objects) исследует индивидуальный опыт вне системы. На экране масса людей перемещается взад-вперед, а в физическом пространстве зритель оказывается лицом к лицу со скульптурой, состоящей из множества шаров-голов. Головы постепенно становятся все меньше и в конце концов сливаются с видеопроекцией.

Кока Рамишвили в «Письмах Орфея Эвридике» (Orpheus’s Letter to Eurydice) обращается к образам из греческой мифологии. На холсте изображены внутренности старого пианино. Чередование черного и белого, ритм, напряжение и паузы – так выглядит послание Орфея возлюбленной. Создавая другую работу – «Люди думают о любви» (People Think About Love), – Рамишвили просил друзей и близких закрыть глаза и подумать о любви – в этот момент он снимал на камеру. Тридцать минут зритель наблюдает чередование лиц и эмоций. Люди переживают миг наивысшего вдохновения: оно на несколько секунд озаряет лицо и исчезает.

Кураторы выставки – Тамуна Аршба и Тата Ксоврели.

separator-icon
Константин Миндадзе. Сейчас. 2023
Константин Миндадзе. Портал в самом сердце желтого. 2014
Кока Рамишвили. Письма Орфея Эвридике. 1987–2022
Тамара К. Е. Инсталляция «Большой сумеречный бум III». 2023

Выставка продлится до 27 апреля 2024 года.

Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»