Выставка пейзажей в арт-центре Gazelli Art House: в широкой перспективе
Quicken. Саад Гуреши

Выставка Terra, прошедшая в бакинском арт-центре Gazelli Art House, дала широкую перспективу пейзажного жанра в современном искусстве.

Экспозиция, целиком составленная из пейзажей, на первый взгляд кажется невыразительной идеей для выставки: жанр изъезжен вдоль и поперек и эксплуатируется художниками не первое столетие. Однако именно в силу долгой его истории он тождественен искусству как таковому, абсорбируя все новации и возможности «расширенного зрения», привносимые современными арт-практиками. Они позволяют по-новому взглянуть как на сам жанр, так и на природный пейзаж, к которому он апеллирует.

Впрочем, едва ли не самая любопытная работа на выставке заметно уклоняется от стереотипных описаний пейзажа. Инсталляция Quicken (2011) британского художника Саада Гуреши – разрушенный минарет, воспроизводящий архитектурную деталь реальной мечети, уничтоженной во время бомбардировки в Афганистане. Старинные минареты нередко описывались очевидцами как башни, соединявшие небо и землю – базовые элементы любого пейзажа. В выставочное пространство Гуреши тем самым символически привносит «пейзаж» и его первоэлементы, среди которых разворачивается история современных войн и конфликтов.

Dudamel-2. Стенли Кассельман

Как и другие представленные на выставке работы Гуреши – песчаные пейзажи и дюны, нарисованные графитом на фанере и кажущиеся не то обыденными пейзажами с Ближнего Востока, не то декорациями сотворения мира, – Quicken апеллирует к символическому измерению жанра, известному со времен немецких романтиков. Однако большинство работ в Gazelli Art House сфокусировано на восприятии пейзажа в условиях современности и «технологиях зрения», в которых пейзаж оказывается возможен. Сегодня это в первую очередь технологии цифровые, о чем напоминает американский дуэт Энтони Азиза и Сэмми Кучера с их серией хромогенных отпечатков с видами морских волн. Изображение на них выглядит осыпавшимся и распадающимся на пиксели. Как будто, многократно пересохраненное с потерей качества, оно лишилось ожидаемого миметического натурализма.

Природа в восприятии человека сегодня выступает не как самостоятельная сущность, а как продолжение техногенной цивилизации, созданной им и дающей точку обзора на мир. Цивилизации, в которой солнечный свет или маринистская идиллия видится сквозь «окулусы» в бетонных сооружениях со следами граффити, как на эстетских снимках итальянского художника Джованни Оззолы. Человеческие лица на фотографиях Джеймса Острера с причудливым макияжем из крема для торта, молочных коктейлей и рожков с мороженым выглядят как метафора планеты, утопающей в эксцессах культуры консюмеризма и кризиса перепроизводства потребительских благ.

Ворóны и вóроны. Каллиопи Лемос

Но в основе своей пейзаж – это в первую очередь конструирование его из элементов и форм, узнаваемых как миметическое подобие ландшафта. Юньцзинь Цзюн сопоставляет на одной стене собственные монохромные рисунки на шелке – абстрактные пятна, в чьей совокупности узнается контур морского берега или покатость гор. Каллиопи Лемос конструирует биоморфные формы из минималистических металлических пластин. Серия фотографий Франческо Джодиче, сделанных в американских прериях и каньонах, кажется мимесисом наоборот. Мы настолько привыкли к подобным видам Америки, знакомым из кино и рекламы, что складывается ощущение, будто эти пейзажи были сами произведены по лекалам, широко представленным в массмедиа.

separator-icon
Дюны и мечты. Джованни Оззола
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»