Ариф Азиз: торжество белого
Фото: Фарид Гадирли

Заслуженный деятель искусств республики Ариф Азиз – новатор не только азербайджанского, но и советского изобразительного искусства в целом и жанра плаката в частности. Его работы хранятся в музеях и частных коллекциях, а за более чем 40-летнюю педагогическую деятельность он воспитал не одно поколение талантливых живописцев.

Молодого выпускника Художественного училища им. Азимзаде не приняли в бакинский Институт искусств, и тогда он уехал в Москву и поступил в самый престижный профильный вуз СССР – Художественно-промышленное училище им. Строганова на только что открывшийся факультет графического дизайна. Окончив его, Азиз стал первым азербайджанским дипломированным специалистом в этой области и новатором в области жанра плаката. Он сознательно отошел от нарративной манеры плаката, свойственной советской школе, и выбрал основным средством художественной выразительности символы и динамичные образы.

Начав с графики, Азиз увлекся станковой живописью, писал портреты, в том числе вошедшие в знаменитый в СССР альбом «Герои Труда Баку». «В самом начале 1970-х мои работы отличались конструктивным подходом и к плакатам, и к промышленной графике, и к книжной иллюстрации. Однако во всех жанрах, к которым я обращался, всегда и везде изнутри просачивалась живопись», – говорит Ариф муаллим.

Для Арифа Азиза творчество – это внутреннее, очень личное отражение внешнего. Он всегда остро реагировал на происходящее вокруг. «Прожитые мною годы совпали с событиями эпохальной значимости, – говорит Ариф муаллим. – Перестройка, развал СССР, обретение независимости, восстановление и годы процветания родного Азербайджана… Я не могу быть безучастным к переменам, и мои работы – всегда попытка ответить на вопросы сегодняшнего дня».

После мрачных полотен 1990-х годов у художника наступил удивительно плодотворный «белый период». «Я хотел, стерев все черное, начать с чистого листа, и того же желал для своей Родины – возрождения из пепла и отчаяния несправедливости», – объясняет Ариф Азиз, которого с тех пор любители изобразительного искусства зовут не иначе как Ариф Азиз «Бейаз» (Белый).

«Новруз», 2017

«Учась в Москве или преподавая в Стамбуле, я всегда был и остаюсь азербайджанским художником. Не зря критики пишут, что в моем творчестве соединились национальные мотивы и европейская школа. Я много писал и сейчас пишу на азербайджанские темы – например, Абшерон для меня всегда вдохновение. Картина «Новруз» тоже из этого ряда, она относится к так называемому белому периоду. Последний часто называют высшей точкой в моем творчестве, но сам я воздерживаюсь от таких определений и последнее слово пока оставляю за собой.

Мой стиль живописи – это не столько техника как таковая, сколько накопленный за десятилетия опыт, плоды образования (известно, что фундамент Строгановки – это школа Баухауса с ее конструктивизмом) и постоянного поиска, помноженные на ниспосланный мне талант. Создавая картины «белого периода», я не осознавал, что делаю нечто новое, просто действовал в соответствии с внутренним чувством. Уже потом оказалось, что до меня никто подобным образом не работал с белым цветом.

Белый до сих пор активно присутствует в моем творчестве. В «Новрузе» я использовал его не только чтобы передать воздушную перспективу, но главным образом для того, чтобы выразить смысл, идею, вызвать отклик у зрителя. Для меня белый цвет – символ чистоты, свет радости бытия, праздника, весеннего обновления природы, дающей ростки новой жизни. Конечно, каждый видит в картине что-то свое, у произведения искусства нет единственно верного толкования. Но мне кажется очевидным тот смысл, который я вложил, поместив на полотно довольно четкие силуэты мужчины и женщины. Они – олицетворение начала начал, вселенской любви, наполняющей жизнь смыслом и содержанием».

Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»