Проект посвящен экологии и рассказывает об истории взаимоотношений человека с природой.
Нынешнее десятилетие в современном искусстве можно назвать «временем экологии»: эта тема становится специализацией многих художников и определяет выставочные стратегии мировых музеев и биеннале. Выставка «Потенциальные миры: планетарная память», открывшаяся в цюрихском музее, подхватывает эстафету у кассельской «Документы» (2017) (важнейшей для мира искусства выставки, проходящей раз в пять лет), Триеннале в Милане (2019) и Биеннале в Стамбуле (2019), Музея современного искусства «Гараж» в Москве и лондонской Королевской академии искусства, ставшей последним пристанищем путешествующей выставки Eco-Visionaries – ролевой модели арт-экологических проектов недавних лет.
«Планетарная память» заявлена как первый этап выставочной дилогии, подготовленной швейцарским куратором Хайке Мундер и ее азербайджанской коллегой Суад Гараевой-Малеки, художественным руководителем организации YARAT. Символично, что, едва начавшись, швейцарская выставка вынужденно оказалась недоступной для посетителей по причине охватившей мир биогенной катастрофы. В итоге даты работы первой ее части в Цюрихе продлили до октября, вторая часть запланирована на ноябрь.
Драматургия выставочной дилогии, по замыслу кураторов, развивается от прошлого к будущему. «Планетарная память» отражает историю взаимоотношений человека с природой, на разных этапах оказывавшейся вплетенной в сеть экономических, торговых и колониальных сценариев развития мира. Вторую выставку – «Эко-фантазии» – планируется посвятить альтернативным версиям будущего. По словам Гараевой-Малеки, кураторов интересовали не злободневные проекты, которые просто указывали бы на проблемы климатического кризиса или им подобные, но работы, демонстрирующие более глубокое понимание вещей и собственный взгляд на них – фантастический, реалистический или политический, но «всегда имеющий более существенную завязку, нежели констатация проблем». На выставке представлены работы со всего мира, которые, как выразила надежду Гараева-Малеки, дадут повод и азербайджанским художникам критично отнестись к этой теме (пока местных авторов в обеих экспозициях нет).
Примером сложного переплетения визуального и критического повествования в первой части выставочной дилогии стало видео Урсулы Биман «Глубинная погода». Кадры, снятые на месторождениях битуминозных песков в Канаде, добыча которых обернулась бедствием для местной экосистемы и населения, чередуются с рассказом о жителях Бангладеш, возводящих искусственные укрепления в местах эрозии береговой линии, и эрозия эта тоже является результатом разработки месторождений в далекой Канаде. В одном случае деятельность человека оказывается разрушительной и меняет естественный ландшафт, остававшийся нетронутым со времен аборигенов. В другом случае она становится коллективным актом противостояния стихии, разрушающей жизненную среду, очертания которой размываются прибывающей водой.
Американский художник Марк Дион построил на выставке библиотеку по орнитологии, поместив книги в гигантскую клетку и разбросав в ней орудия охоты на птиц. Инсталляция напоминает о связи научного знания и прогресса с историей насилия и колонизации природы. И одновременно проблематизирует соотношение научных построений, придуманных человеком, и природы как «вещи в себе». Прилаживать одно к другому подчас не более осмысленно, чем проповедовать пернатым.
Мария Тереза Альвес обратилась к истории распространения по планете растений, показав, сколь значительна в этом процессе роль человека, способствовавшего расселению флоры по поверхности Земли. Биологические иллюстрации перемежаются с историческими вставками и расклеены по стенам выставочных залов наподобие научно-художественных диаграмм. Ко всему прочему, экспонаты бросают тень на представления о «естественности» мирового ландшафта, который на поверку оказывается сформированным при участии людей.
В мире настоящего поверхность планеты сверлится бурами нефтяных вышек (объекты Мониры Аль Кадири), а на дне океанов залегают подводные телекоммуникационные кабели, по которым информация мгновенно распространяется по миру поверх любой географии (фильм Табиты Резайре). Мир города, который расползается по поверхности земли, вытесняя с нее прежних обитателей, как в фильме Калуанджи Киа Хенды, в котором рассказ об урбанизации современной Анголы ведет черная антилопа, национальный символ страны. Каким будет мир будущего? На этот вопрос попытаются ответить участники второй части проекта «Потенциальные миры: эко-вымыслы».
Согласно представлениям турецкой художницы Пинар Йолдаш, живым существам со временем придется выработать фермент, расщепляющий пластик (на выставке она открыла настоящую лабораторию). Именно такие существа сумеют выжить в дистопическом грядущем мире, в котором не останется места людям. Управлять этим миром станет искусственный интеллект, спрятанный в фигуре кошки из другой инсталляции Йолдаш Kitty AI, и проблемы людей будут беспокоить его не более чем киборгов из работы китаянки Цао Фэй «Румба II: кочевник»: в ней эти киборги очищают от мусора Землю.
Человеку будущего, по версии художников, придется научиться сосуществовать с другими живыми организмами на равных правах, а не с позиции превосходства. Художница Майлис Петра придумала установку с набором электродов, считывающих электрические сигналы растений. На выставке зрителям предложат с ее помощью непосредственно пообщаться с миром флоры. Есть и более неоднозначные варианты симбиоза. Дуэт Майкла Бёртона и Мичико Нитты изобрел маску из водорослей, которые насыщают ткани человеческого тела кислородом и одновременно сами питаются ими.
Точка в этой теме не поставлена. После завершения обеих частей проекта в Цюрихе они приедут в Баку и проработают в Центре современного искусства YARAT осенью 2020-го – весной 2021 года. Некоторые объекты для азербайджанских выставок уже обговорены – например, работа американского художника Джимми Дарема. Для бакинской экспозиции американец соберет десятки речных камней, которые разбросает по выставочному пространству и при входе в YARAT, превратив осмотр экспозиции в тест на ловкость и внимательность зрителя (камни – экспонаты, их нельзя будет трогать и перемещать с места на место) и посеяв в нем страх быть вытесненным бесхитростными объектами неживой природы.