Яёи Кусама в Центре Алиева

В постоянной экспозиции Центра Гейдара Алиева появилось новое и во всех смыслах яркое произведение – «Цветы, которые расцветут завтра» японской художницы Яёи Кусамы.

В музейном зале поселилось что-то вроде громадного психоделического цветка-переростка, который мог бы присниться Алисе во время падения в самый глубокий колодец подсознания: одновременно очень детский, почти аляповатый и в то же время пугающе антропоморфный – не цветок, а какой-то броненосец.

Японка Кусама – одна из самых влиятельных современных художниц. Сейчас ей 86, и за свою долгую творческую жизнь она успела создать более 50 тысяч работ. И не только их. Кусама работала в кино, придумала собственную марку одежды, иллюстрировала книги, сочиняла стихи. Но более всего она, конечно, прославилась своими картинами, скульптурами и коллажами в горошек. Эти громадные «горохи» сделали ее известной далеко за пределами мира современного искусства и повлияли на людей, от которых никак нельзя было этого ожидать. В частности, постановщик церемонии сочинской Олимпиады-2014 признавался, что в работе вдохновлялся не только Малевичем и Кандинским, но и произведениями Кусамы: «Укрупнить, сделать все намного смелее, ярче – мы взяли горошки, которые Кусама так любит, но увеличили в расчете на стадион».

Кусама родилась в Киото и принялась экспериментировать со стилями еще на родине (она признавалась, что устала от японских мотивов и потому начала изучать европейский авангард и модернизм), но известна стала в 1957-м, когда переехала в Нью-Йорк. Там она начала выставляться наравне с Энди Уорхолом. Кусама стала частью раннего поп-арта, заметно на него повлияв. Много писали про ее хеппенинги начала 1960-х, идеально вписавшиеся в контркультуру хиппи: на одном из них абсолютно голых участников разрисовывали цветными кружками.

В 1973-м художница вернулась в Токио, где арт-сцена была гораздо консервативнее. Кусама стала арт-дилером, но бизнес не заладился, зато обострились проблемы с психикой, и в 1977-м она добровольно легла в психиатрическую лечебницу, где находится по сей день. Удивительно, но это не помешало ей продолжить карьеру: Кусама очень плодовита, а ее работы стоят умопомрачительных денег. Особенно ранние, конца 1950-х – начала 1960-х: Infinity Net (1959) ушла в 2008-м с аукциона за 5,1 миллиона долларов, а другая картина из той же серии в 2014 году стоила уже 7,1 миллиона – рекордная цена для прижизненной работы.

В произведениях Кусамы сторонний наблюдатель, безусловно, может усмотреть некоторую болезненность. Ее «детскость» то и дело оборачивается галлюцинозом, а невинный рисунок горошком – патологической гигантоманией, когда цветные пятна покрывают огромные полотна и целые помещения. Но сегодняшнему миру эта веселая японская патология оказалась удивительно понятна и близка.

separator-icon
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»