Драгоценные обереги: экологичные ювелирные бренды

Тот случай, когда прекрасное рождается из любви к планете и людям, внимания к деталям, желания сделать мир лучше.

Pyrrha

Фото: Pyrrha

Как сделать так, чтобы человек сам не захотел выбрасывать старую вещь, а напротив, берег ее и не соглашался ни на что променять? Очевидно, наделить ее глубоко личным смыслом, превратить в символ, в талисман. Бинго! Для канадцев Даниэль и Уэйда Папен, битых два года пытавшихся создать экологичный ювелирный бренд, пазл наконец сложился в 1995 году, когда они за бесценок купили коллекцию викторианских восковых печатей. Предельно искренние в своей наивности оттиски гербов, пылающих сердец и единорогов навели их на мысль делать подвески, медальоны и браслеты с эмблемами, будто взятыми со старинных гербов и гравюр. Эти украшения нельзя назвать подделкой под старину: они сделаны из вторично переработанного серебра и живут уже не первую жизнь. Долгую и не последнюю, надеются Папены.

Pamela Love

Фото: Pamela Love

Если твоя фамилия Любовь, название бренда у тебя уже есть. Впрочем, изначально Памела получила профессию сет-дизайнера в кино, и ее ювелирная карьера началась только благодаря тому, что одно из ее самодельных украшений увидела стилист марки Opening Ceremony и пришла в восторг. Сегодня у Pamela Love есть бутики в Нью-Йорке и Париже, а ее серьги и кольца продают главные модные онлайн-ретейлеры. Астрологические, мистические и фольк¬лорные мотивы материализованы во вторично использованном золоте и этично добытых драгоценных и полудрагоценных камнях. Особенно Памела гордится коллекцией, созданной в партнерстве с афганскими мастерами. «Украшения должны придавать сил и уверенности не только тем, кто их носит, но и тем, кто их создает», – считает она.  

Akola

Фото: Akola

Основательница марки Бриттани Андервуд предпочитает называть вещи своими именами: в переводе с одного из угандийских диалектов akola означает «она работает». В 2007 году 22-летняя американка, пораженная невероятной бедностью и невероятным мужеством угандиек, создала ювелирный бренд специально для того, чтобы помочь им – хотя бы нескольким! – прокормить своих детей. «Мы начинали с 15 женщин, которые делали украшения, сидя под деревом», – вспоминает она. Сего¬дня каждая вещь Akola по-прежнему делается вручную, но рук этих на порядок больше: только над одним знаковым позолоченным браслетом Unlock-it работает семь ремесленниц, а есть еще украшения из рога, кости, рафии, сизаля… Akola считается образцом этичной модной марки и по праву собрала целую коллекцию наград в области ответственного предпринимательства.

Upcycle with Jing

Фото: Upcycle with Jing

Эти серьги и кольца кажутся созданными в какой-нибудь стране вечного лета. Просто невозможно поверить, что они произведены в Финляндии из пустых пластиковых бутылок, собранных на улицах Хельсинки. Надо сказать, Финляндия – не самая очевидная страна для такого начинания: 90 % пластика в ней и без того успешно перерабатывается. Поэтому Upcycle with Jing усложнила себе задачу и берет только бутылки, не подлежащие стандартной переработке. Работники – малоимущие иммигранты и одинокие мамы – вручную над пламенем свечи превращают пластиковые детали в нежные лепестки, а затем нанизывают их на посеребренную или позолоченную медную проволоку (потому что при производстве меди углеродный след ниже, чем при очистке благородных металлов). У Upcycle with Jing большие планы: бренд планирует через 15 лет ежегодно перерабатывать 80 тонн мусора в украшения, предметы дизайна и одежду. 

Alkemie

Фото: Alkemie

Супруги Дара Герсон и Эшли Лоуэнграб считают величайшим дизайнером в мире природу. Само собой разумеется, что заботу о ней они ставят превыше всего. К моменту, когда Дара и Эшли встретились, у каждого уже была карьера в ювелирном мире и собственные ювелирные линейки, однако, найдя друг в друге единомышленника, они осуществили обоюдную мечту – бренд украшений из вторично переработанного металла. Точнее, металлов: Alkemie использует специальный сплав цинка, меди и серебра, украшая изделия искусственной патиной. Средневековые алхимики пытались добиться качественного перерождения вещественных и невещественных субстанций, Alkemie удалось трансформировать никому не нужные металлы в прекрасные и почти вечные объекты. Неудивительно, что у марки множество поклонников, среди которых Шэрон Стоун, Ева Грин, Кирсти Хьюм и другие селебрити.

Alighieri

У британки Рош Махтани индийские корни, она родилась и провела детство в Замбии, но основанная ею марка ювелирных украшений не имеет никакого отношения к моде на этнику и традиционные ремесла. А вот к странствиям и дальним берегам имеет самое непосредственное – только это совсем не те странствия и гораздо более далекие берега, чем можно подумать.

Рош не ювелир и не дизайнер, у нее диплом специалиста по французской и итальянской литературе. На выпускном курсе будущие филологи изучали «Божественную комедию», и девушка, переживавшая сложный личный период (неудачный роман, растерянность перед подступавшей взрослой жизнью), ощутила глубокую созвучность в истории о поэте, заблудившемся в сумрачном лесу. До сих пор она называет поэму Данте главной книгой в своей жизни.

Получив диплом, Рош решила создать серию арт-объектов, посвященных «Божественной комедии». Она взяла короткий курс резьбы по воску и вскоре принесла первые десять колец в магазин, куда устроилась работать. «Как вы думаете, можно выставить их по 25 фунтов за штуку?» – спросила она коллег. «Мы выставим их по 50», – ответил байер.

Сейчас, восемь лет спустя, украшения Alighieri стоят от 200 до 5000 фунтов, и их носят тысячи людей, включая Джиджи Хадид и принцессу Анну. Из рук последней в 2020 году Махтани получила престижную Премию королевы Елизаветы за британский дизайн: ее вручают не просто за дизайнерские заслуги, но и за ответственный подход к ремеслу. Alighieri использует только этично добытые золото, серебро и бронзу, а отливает украшения небольшая семейная фирма лондонских ювелиров.

Рош по-прежнему сама создает новые вещи. Творческие планы у нее долгосрочные: еще на заре бренда она решила создать по украшению на каждую из 100 песен «Божественной комедии». Недавно прибавилась линейка из драгоценных металлов с этично добытыми бриллиантами, но и эти вещи выполнены в узнаваемом стиле Alighieri: неидеальные, неотполированные, с изъянами.

Возможно, именно концепция красоты несовершенства обеспечила марке огромный успех в короткие сроки. А может быть, слишком многим оказалась близка история, стоящая за Alighieri. В конце концов, в последние годы все мы слишком часто чувствовали себя путниками в сумрачном лесу в поисках света.

Bibi Marini

Фото: Bibi Marini

Любая ответственная модная марка – это история любви, разнятся только объекты последней. Компания, основанная в 2003 году колумбийкой Биби Марини, – дитя ее любви к родной стране. Получив великолепное образование в США – сначала Геммологический институт Америки, затем всемирно известная Школа дизайна Парсонса в Нью-Йорке, – она вернулась домой, чтобы делать украшения. Вдохновением послужило, как ни странно, вязание крючком – точнее, его колумбийская традиционная техника. Броские, смелые серьги и браслеты созданы из шелка, бисера и недрагоценных камней; это идеальная бижутерия, которую кладешь в сумочку с утра, чтобы после работы надеть в ресторан или на вечеринку. Тот самый праздник, который всегда с тобой.

Stella Fluorescent

Фото: Stella Fluorescent

Словосочетание «Светящаяся звезда» звучит избыточно, но, как известно, не бывает слишком сильной любви к собственным детям – а Тирса Нуреева и Эрик Хилберн назвали марку в честь своей маленькой дочки Стеллы. Зато вещи Stella Fluorescent сдержанны, почти минималистичны: браслеты из шелковых шнуров, сплетенных в японской традиционной технике кумихимо, серьги и кольца из эмалированных латунных полусфер… Тирса и Эрик – из того разряда людей, для которых написанное между строк и оставшееся за кадром несравнимо интереснее любых спецэффектов и сюжетных перипетий. И поклонниками Stella Fluorescent становятся те, кому важно, что при производстве использованы только этично произведенные и вторично использованные материалы, а также натуральные пигменты.

Ludmila Navarro

Фото: Ludmila Navarro

Имя основательницы бренда выдает славянские корни, однако Людмила предпочитает о себе не распространяться. Зато ее вещи говорят много, красноречиво и увлекательно. В одной броши или кольце – крупном, притягивающем всеобщее внимание (именно такие в английском называются statement pieces) – вмещается целый мир, в который можно долго вглядываться, находя все новые детали: сказочные цветы, насекомых, единорогов, лица ангелов и демонов. Эти волшебные вселенные собраны, как мозаика, из старых украшений, найденных Наварро на блошиных рынках. Людмила разбирает на составные части красоту, которую когда-то носили, любили и берегли, и собирает из нее новую, которая проживет другие жизни с другими хозяйками. Чтобы истории разных людей соединились еще одним невидимым звеном.

separator-icon
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»