Marques’Almeida: очень прозрачные

Португальцы Марта Маркес и Паулу Альмейда к работе подходят как к созданию истории и построению сообщества, а не как к сумме материалов и технических приемов. Хотя именно последние сделали Marques’Almeida узнаваемым брендом.

Все началось в 2009 году, когда двое выпускников португальской школы дизайна CITEX независимо друг от друга поступили в магистратуру колледжа Central Saint Martins, лондонской кузницы модных кадров. Магистратуру тогда возглавляла легендарная Луиз Уилсон, у которой в свое время учились Александр Маккуин и Кристофер Кейн. Именно благодаря ей Марта и Паулу получили зеленый свет на подготовку совместной выпускной коллекции – что, вообще говоря, крайне не поощряется: даже старожилы не припомнят подобного прецедента.

Модель из коллекции весна–лето 2024

Многие студенты черпают вдохновение для выпускных коллекций из своих корней и национальной идентичности, но Маркес и Альмейда пошли по другому пути. Они вдохновлялись стилем 1990-х, на которые пришлась их юность: смело работали с денимом – рвали его, резали, распушали необработанные края, будто выкрутив на максимум подростковое экспериментаторство той эпохи.

С первых же показов на Лондонской неделе моды в 2011 году Marques’Almeida привлекла внимание редакторов и байеров. Дебютную коллекцию молодой марки начали продавать в Opening Ceremony, и вещи расходились как горячие пирожки. В 2014-м подающим надежды брендом заинтересовался гигант британского массмаркета Topshop: тогда он был на пике своей популярности и поддерживал молодых дизайнеров. Так появилась коллаборация Topshop х Marques’Almeida, для которой пара придумала упрощенные версии своих фирменных джинсовых вещей.

В 2015 году португальский дуэт получил одну из главных премий для молодых дизайнеров – LVMH Prize. С ними, кстати, соревновалась еще одна будущая звезда мира моды – визионер Симон Порт Жакмюс, но ему пришлось удовольствоваться специальным призом жюри. И Jacquemus, и Marques’Almeida работали с экспериментальным кроем, асимметрией, насыщенными цветовыми блоками в духе раннего авангарда, но у португальцев смелость била через край: это чувствовалось и в разлетающихся подолах джинсовых юбок, и в наслоениях разноцветного жаккарда, покрытого серебристым цветочным узором.

Модель из коллекций осень–зима 2022
separator-icon

«Наверное, у нас хорошо получается работать вдвоем, потому что мы давно вместе как пара, – говорят Марта и Паулу. – Мы можем высказывать друг другу все что угодно и настаивать на своем. У нас разные навыки и очень четкое видение своих сильных и слабых сторон, так что мы почти инстинктивно разделяем между собой работу. Часть ее как раз заключается в том, чтобы настаивать на своем и пробовать всё».

В своих коллекциях Маркес и Альмейда последовательны: каждая последующая перекликается с предыдущими, однако строится вокруг новой идеи. Дизайнеры раз за разом используют свои любимые ткани (от денима они перешли к атласу, узорчатой парче и яркому шелку) и элементы кроя (корсеты и крупные воланы есть практически в любой коллекции), но всегда дополняют и перепридумывают свои приемы. «С самого начала мы пытались бросить себе вызов, выйти из зоны комфорта и сделать что-то странное, граничащее с несуразностью. Мы верим, что именно так можно найти что-то свежее и захватывающее», – говорит Паулу.

У многих марок зрители видят на подиуме сложные авангардные вещи, а в продажу поступает совсем другая, упрощенная и коммерциализированная коллекция. У Marques’Almeida не так: дизайнеры не делят изделия на подиумные и повседневные: «Мы делаем каждую вещь необычной и в то же время носибельной. Например, оверсайз-дубленка, голубая с оранжевым мехом внутри, могла слегка испугать своей яркостью, но получилась настолько удобной и приятной, что стала первой нашей полностью распроданной вещью». Это, кстати, одна из причин, почему марка так много работает с денимом: он воплощает эффектность и демократичность. «Особенная вещь – это не обязательно коктейльное платье. Мы хотим, чтобы нашу одежду носили хоть каждый день, пока она не развалится, а не хранили в шкафу, боясь ненароком испортить».

Модель из коллекции весна 2025

В том же духе дизайнеры относятся к своей аудитории. Клиентов не делят на амбассадоров-знаменитостей и всех остальных: «Мы не отождествляем себя с гламурной стороной моды, а делаем то, что хотят носить реальные девушки». Поэтому на кастинги Marques’Almeida приглашает моделей разных возрастов, телосложения и внешности. Со многими из них бренд сотрудничает годами, и эти лица тоже становятся частью кропотливо выстраиваемого комьюнити.

separator-icon

«Мы живем и работаем в Восточном Лондоне, – рассказывает Марта. – Гуляя здесь, постоянно видишь интересных людей и необычные места, узнаешь что-то новое. Это очень вдохновляет». Действительно, в этой части города целые улицы магазинов индийских сари соседствуют с польскими гастрономами и ирландскими пабами. Португальцы Маркес и Альмейда очень органично вписались в это этническое и культурное разнообразие. Именно поэтому, пережив пандемию коронавируса на родине, дизайнеры вернулись в британскую столицу. «Реальность такова, что Лондон – наш дом», – говорят они.

Микс локального и глобального – еще одна отличительная черта Marques’Almeida. У бренда лондонская душа, эклектичная и дерзкая, смешивающая панк-активизм, как у Вивьен Вествуд, и работу со сложными тканями. При этом во всех коллекциях очевидны отсылки к португальской культуре: вот туфли с аппликацией из разноцветной кожи, напоминающей традиционные узоры, а вот платья с пышной национальной юбкой-колоколом.

«Самой португальской чертой своей марки Паулу и Марта считают рабочую этику» 

Модель из коллекций осень–зима 2022

Впрочем, самой португальской чертой своей марки Паулу и Марта считают рабочую этику: «Мы очень серьезно относимся к тому, что делаем. Это потому что мы португальцы. Нам с детства внушали: если хочешь чего-то добиться, нужно усердно работать, потому что в жизни ничто не подается на блюдечке с голубой каемочкой». Эта усердная работа видна во всем, что делает Marques’Almeida, в том числе в ответственных практиках, которым следует марка.

separator-icon

Еще до того как ресейл-платформы стали трендом, на сайте бренда появился раздел Pre-Owned, где покупатели могут продать свои старые вещи. Примерно тогда же, в разгар пандемии, Марта и Паулу представили ReM’Ade – линию одежды из складских остатков вещей и тканей. Следующим шагом на пути к устойчивому развитию стал запуск регулярного отчета See-Through: любой желающий может получить информацию о поставщиках сырья бренда, его швеях, особых ремесленных техниках – в общем, о той стороне моды, которая обычно скрыта от покупателя. Максимальная прозрачность – основной фактор в укреплении доверия с покупателями, которым дизайнеры очень дорожат.

Marques’Almeida уделяет много внимания выбору тканей, и их принципы изложены в манифесте, который бренд опубликовал по результатам пандемийных переосмыслений и преобразований. Список включает использование только переработанной синтетики, сертификацию материалов, поддержку локальных производителей. «Когда я говорю, что наши поставщики местные, это значит, что они буквально наши соседи – мы можем доехать до них за 15 минут», – говорит Маркес о португальских фабриках, с которыми сотрудничает бренд. Кстати, эта близость и непосредственное общение с производителями позволяют не допускать перепроизводства: «Мы следим за тем, что покупают люди, и можем за две-три недели пополнить запасы в зависимости от спроса».

Модель из коллекций весна 2025

Большую роль в идеологии Marques’Almeida играет программа по поддержке локальных ремесленников под названием M’Aker’s. «Это вовсе не новаторство, а естественный продукт нашего менталитета», – говорят дизайнеры о ее запуске. В коллекции осень–зима 2022 традиционным ручным техникам было уделено особенно много внимания. Например, мастерица София Афонсу из Траз-уш-Монтиш на северо-западе Португалии создала объемные аппликации из рыбьей чешуи и раковин моллюсков на сетчатых топах и туниках. А Фатима Феррейра родом из Повуа-ди-Варзин на севере страны делает коврики из обрезков ткани со швейных фабрик на старинном деревянном ткацком станке, который принадлежит ее семье уже несколько поколений, – и такие элементы тоже появились в коллекции.

На протяжении полутора десятков лет Маркес и Альмейда планомерно выстраивали идентичность бренда. Результатом стали не просто узнаваемые яркие вещи, но цельная система ценностей, поддерживаемая большими и маленькими делами, и лояльная аудитория, прекрасная в своем многообразии.

separator-icon
Модели из коллекций весна 2025
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»