В Санкт-Петербурге состоялся торжественный концерт, посвященный 91-летию общенационального лидера азербайджанского народа Гейдара Алиева и 10-летию Фонда имени Гейдара Алиева.
Малый зал Петербургской филармонии – сотворенный Бартоломео Растрелли в XVIII веке особняк на Невском проспекте, где в веке XIX проходили концерты первого в России Филармонического общества. Белые стены, благородный тонкий золотой декор, божественная акустика – в этом доме звучала великая музыка, в том числе мировые премьеры «Сотворения мира» Гайдна и «Торжественной мессы» Бетховена.
В начале мая петербургские меломаны и азербайджанская диаспора Северной столицы собрались, чтобы послушать сочинения азербайджанских композиторов в исполнении оркестра Санкт-Петербургского университета и приехавших из Баку солистов.
До музыкантов на сцену выходили дипломаты и депутаты – Чрезвычайный и Полномочный Посол Полад Бюльбюль оглу, председатель Совета аксакалов Фаттах Гейдаров, депутат Жаля Алиева и многие другие – и говорили о том, как много значил Президент Азербайджана не только для страны, но и для них лично, как многому он их научил.
Музыка началась «Праздничным танцем» Фикрета Амирова – оркестр, которым в этот вечер руководил народный артист Азербайджана Теймур Геокчаев, веселился и торжествовал, точно почувствовав эту мелодию, в которой жизнь бьет прорвавшимся через преграды потоком. Еще два фрагмента балета Амирова «Тысяча и одна ночь» прозвучали ближе к финалу концерта – и если «Праздник Шахерезады» был обаятелен, ожидаемо декоративен и лукав, то часть балета, в программке обозначенная как «оргия», поразила прежде всего фантастическим драйвом, что внес в нее молодой солист Атабек Исмаилов. Его виртуозная игра на таре говорила о мгновенности жизни, о том, что счастье надо хватать немедленно и не отпускать. Взвинченный нерв мелодии обещал опасность и убеждал, что ею надо пренебречь, и когда музыка вдруг закончилась, зал почувствовал себя выброшенным из другой реальности. Музыкант, воздействуя лишь на наш слух, достиг эффекта кино – и не 3D, а гораздо более объемного, абсолютного включения в происходящее. Неудивительно, что Атабек Исмаилов получил восторженную овацию.
Из сочинений Кара Караева были выбраны «Два танца» – и контраст между томным объяснением в любви и воинственной победной декларацией еще раз продемонстрировал диапазон, в котором работал замечательный композитор. Наргиз Алиева порадовала публику двумя фортепианными пьесами – «Мартом» Вагифа Мустафазаде (пианистка ясно и легко воспроизвела осторожную и нежную пьесу, обозначив интонацию просыпающейся природы и проснувшихся уже чувств) и Сонатой для фортепиано Керема Акперова, в которой автор в несложном на первый взгляд тексте скрыл несколько испытаний для исполнителя – Наргиз Алиева с ними уверенно справилась.
А заслуженная артистка Азербайджана Айгюн Зейналова и народный артист Азербайджана Самир Джафаров подарили аудитории несколько песен – от неаполитанской мольбы «Вернись в Сор¬ренто» (Самир Джафаров был очень убедителен в этой просьбе к уезжающей девушке; все дамы в зале остались бы после такой просьбы) до трепетной «Мечты» Ниязи (Айгюн Зейналова будто витала в облаках – и увлекала туда зрителей). Концерт был очень горячо принят публикой – и пожалеть можно было только о том, что он так быстро закончился.