Дягилевский фестиваль Теодора Курентзиса: и снова о любви

В Перми прошел 11-й Международный многожанровый Дягилевский фестиваль. Почти две недели в режиме нон-стоп звучала уникальная музыка – современная и первой трети XX века – от исполнителей мирового класса. На этот проект съезжаются лучшие музыканты со всего мира, а собирает их художественный руководитель фестиваля, гений и великий экспериментатор дирижер Теодор Курентзис. 

Георгий Мансуров и Риад Маммадов

Концерт группы ReLove проходил в Пермском доме народного творчества. Участники – Риад Маммадов и Георгий Мансуров. Риад – аспирант Московской консерватории, молодой, но серьезный джазовый исполнитель, талантливый пианист из Азербайджана. Георгий – один из лучших кларнетистов России, работает вместе с Курентзисом в его оркестре MusicAeterna (Пермский национальный театр оперы и балета им. Чайковского). На фестивале эти двое представили музыкально-поэтический перформанс. На афише значилось «Музыкальные иллюстрации к поэме Грегори Корсо «Бомба». Это был во многом эксперимент – как для участников, так и для зрителей. 

Пермский дом народного творчества – это серое трехэтажное здание в стиле областного райкома с вывеской на торце «Дворец культуры Гознака». Такую площадку город предоставил для выступления. «Чтобы создать нужную атмосферу, мы повесили пожарный занавес: зал лучше не видеть, – рассказывает Георгий. – Сами вместе со зрителями разместились на сцене».

Четыре ряда деревянных скамеек расположены впритык к занавесу. Внизу разбросаны разноцветные подушки, на которых сидят милые девушки в красивых платьях. Надо сказать, что зрители – в основном молодые люди с чистыми одухотворенными лицами.

На переднем плане огромный кусок оргалита и рояль, тут же – синтезатор, планшет, компьютер. Ребятам помогает бас-гитарист Дмитрий Райс, контрабасист из MusicAeterna.

В начале выступления Георгий говорит, что перформанс на самом деле о любви, и предлагает зрителям самим домыслить, «при чем же здесь бомба». Потом уже, после концерта Риад скажет: «Проект в первую очередь посвящен нашим родителям. Почему им? Мой папа (народный художник Азербайджана Таир Мамедов. – Прим. ред.) в сложный период распада Союза не уехал, хотя ему предлагали контракты за границей. В нем есть патриотизм и любовь к Родине. Именно об общей любви пойдет речь, только через призму любви мужчины к женщине».

За подсвеченным листом оргалита танцует девушка. Риад рисует на нем ее силуэт. Георгий читает свои стихи. «Я в коматозе – обычное дело, не в поле, не в доме, не в модном показе, не в горе, не в радости, не в экстазе; я в коматозе – ты так захотела». Далее он играет на кларнете, танцовщица замирает, Риад рисует красным акрилом. Многие в зале фотографируют на iPad, потому что все это очень красиво.

Музыка, естественно, авторская, группы ReLove, живая и электронная, но тоже играющая в режиме реального времени. Выпускник Московской консерватории Георгий Мансуров в начале 2000-х, в период расцвета рэйв-культуры и электронной музыки в России, успел поработать саунд-продюсером на крупных звукозаписывающих студиях столицы. Оттуда его страсть к сложным электронным приборам, таким как Ableton Push, который он использовал во время перформанса, извлекая из него звуки, пробивающие сердце насквозь. «Я использую средства, к которым привык, – объясняет Георгий. – Когда я работал на звукозаписывающей студии Night People, была возможность изучить приборы, на которые многие люди молятся. У нас были самые лучшие и дорогие аппараты. Потом я оказался на студии Millennium. В какой-то момент испугался, что не вернусь в академическую музыку, и пошел на второй курс училища, сидел за одной партой с 16-летними детьми, потому что понял, что если не начну заниматься кларнетом, то сойду с ума. И только два года назад я опять вернулся к электронике. Нужен был баланс».

Баланс, кажется, найден идеально, причем во всем: удивительно гармоничное сочетание джазовых импровизаций Риада, гитарных запилов, электронной музыки, стихов, кларнета и живописи. Постепенно красный силуэт девушки становится темным и выпуклым на довольно мрачном синем фоне. При этом звучат романтическая музыка и стихи: «Снег хрустящий барабанит в мерзлое окно, у подъезда и дворами все побелено… утро раннее, везение, где тебя несет, и озябший, без сомнения, сядет самолет, тот, который шел, похоже, снегу в перекос, потому что, мой хороший, он тебя принес». В финале из-за оргалита вышла хрупкая блондинка в белом платье – балерина Евгения Кузнецова из Пермского театра оперы и балета. Станцевала с Риадом и убежала в ночь (концерт закончился около часа ночи).

После довольные зрители и музыканты пересеклись на улице. Многие подходили и благодарили, а одна безумно красивая девушка в платье в горох призналась: «Я много раз хотела похлопать во время выступления, но боялась нарушить историю». Сказано очень точно. Были моменты, когда многие сдерживали себя, чтобы не захлопать – или не разрыдаться.

separator-icon

«Были моменты, когда многие сдерживали себя, чтобы не захлопать – или не разрыдаться»

Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»