Ицхак Перлман: великий и простой

В честь 91-летия выдающегося азербайджанского офтальмолога Зарифы Алиевой в бакинском Центре Гейдара Алиева состоялся долгожданный концерт одного из самых замечательных музыкантов нашего времени скрипача Ицхака Перлмана.

Музыкант, дирижер, педагог и даже оперный певец, лауреат многочисленных премий, попавший в список «200 величайших израильтян», обладатель наград от Рональда Рейгана и Билла Клинтона, Ицхак Перлман стал особенно известен после работы над саундтреком оскароносного фильма «Список Шиндлера». Несмотря на трудности с передвижением (в возрасте четырех лет Перлман переболел полиомиелитом, отчего вынужден пользоваться костылями или коляской с электроприводом), он очень много гастролирует, поэтому очередь насладиться его великим исполнительским искусством до Баку дошла не сразу. Перлман молча, храня суровую сосредоточенность, выкатил на сцену и под аккомпанемент своего давнего друга Рохана де Сильвы исполнил Сонату № 8 Людвига ван Бетховена. Далее последовала соната Рихарда Штрауса, а после антракта, согласно программе, – соната для скрипки и рояля Клода Дебюсси. Казалось бы, настало время прощаться, однако, увидев, с каким неописуемым восторгом принимает его бакинская публика, Ицхак Перлман выступил на бис. Уехал за кулисы. Но публика аплодировала не переставая. Скрипач вернулся и сыграл снова. И снова, и снова... Всего на бис было исполнено шесть (!) опусов европейских композиторов разных эпох. Куда исчезла напускная суровость Перлмана? А впрочем, и не было ее. Великий скрипач оказался веселым, жизнерадостным человеком. Каждое произведение предварял лукавыми комментариями: «Я исполню для вас произведение Фрица Крейслера, имитирующего Франсуа Франкёра. Как, вы не слышали про Франсуа Франкёра (французский композитор XVIII века. – «Баку»)? А ведь у него в соцсетях очень много лайков!»

«Генрик Венявский написал каприс для двух скрипок – для себя и своего друга. Но друг был скрипачом так себе, поэтому партия второй скрипки была очень простой. У нас тут второй скрипки нет, я поручу эту легкую партию ему (кивок в сторону Рохана де Сильвы). Надеюсь, что справится…»

Глюк, Брамс, Баццини, снова Крейслер... Ицхак Перлман подарил бакинцам восхитительный вечер, наполненный не только прекрасной музыкой, но и удивительно доброй энергией. А поздним вечером Перлман нашел в себе силы ответить на несколько вопросов нашего журнала.

«Мастерству можно научить на 95 процентов. Но всегда остаются пять процентов, с которыми справится лишь талант, – способность выразить себя»

БАКУ:  У вас очень много премий – одних «Грэмми», насколько я знаю, пятнадцать...

Ицхак Перлман: Уже шестнадцать!

БАКУ:  Ого! Наверное, высокие музыкальные награды уже стали для вас чем-то заурядным?

И.П.: Нет, почему же. Мне по-прежнему очень приятно получать «Грэмми». Это признание моей работы. К тому же эта премия стимулирует звукозаписывающую индустрию.

БАКУ: Вы немало преподаете. Набираете классы?

И.П.: Нет, я провожу занятия один на один. Индивидуальный подход очень важен.

БАКУ: Как распознать настоящий талант?

И.П.: Ох... Что-то в глазах, что-то в звуке, что-то во фразировке... Многим вещам можно научить. Я бы сказал, что мастерству можно научить на 95 процентов. Но всегда остаются пять процентов, с которыми справится лишь талант, – способность выразить себя. Хороший преподаватель не только знает, что сказать, он знает, чего говорить не надо. Особенно талантливому ученику. Чтобы не навредить.

БАКУ: Что делает хорошую музыку гениальной?

И.П.: Очень сложно сказать. Музыка должна побуждать тебя к действию, влиять на тебя... Помню, как я впервые услышал «Реквием» Моцарта. Я чуть с ума не сошел!

БАКУ: А что делает хорошее исполнение великим?

И.П.: Важно, как ты общаешься с публикой: остаешься ли на сцене наедине с собой или же проникаешь в слушателя. Харизма, личность и, конечно, способность сказать то, что хочешь.

БАКУ: Как вам понравилась наша публика?

И.П.: Очень понравилась! И очень понравился сам зал. Фантастический, потрясающий!

БАКУ: Как вы формируете программу концертов?

И.П.: Я играю каждую программу здесь и сейчас и меняю ее очень часто. Если я приеду сюда, скажем, в следующем году, она будет совершенно иной.

БАКУ: Сегодня вы играли на знаменитой скрипке Страдивари?

И.П.: Да, это знаменитая скрипка Страдивари. Только знаете что? (Хитро улыбается.) Сама по себе скрипка-то не играет!

БАКУ: Что вы расскажете друзьям про Азербайджан?

И.П.: Слушатель здесь очень хорош, зал восхитителен, еда про-о-осто невероятная. Я люблю готовить и дома, конечно, могу попытаться поджарить ребрышки на барбекю. Но это будет уже не то мясо, не те специи, что в Азербайджане… Да, я провел здесь замечательное время. И с погодой повезло!

separator-icon
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»