Одним из заметных событий московского музыкального сезона стал концерт «Азербайджан и Россия: ода дружбе». Организованный Фондом Гейдара Алиева при поддержке посольства Азербайджана в России, он прошел в театре «Геликон-опера».
«Географическая близость двух стран, безусловно, является основой для плотного культурного взаимодействия, – говорит молодой дирижер Муртуза Бюльбюль, один из участников концерта. – Это взаимодействие насчитывает столетия. Многие азербайджанские композиторы получили образование в Санкт-Петербургской и Московской консерваториях. Мелодии и природа Азербайджана, в свою очередь, служили источником вдохновения для выдающихся деятелей русской культуры, от Глинки до Есенина. Думаю, концерт в стенах всегда изысканного театра «Геликон-опера» представляет собой некий обзор этого колоссального пути».
Авторы постарались наполнить программу сопоставления¬ми и реминисценциями. Так, азербайджанские гости вместе с оркестром и хором «Геликона» представили «Персидский хор» из оперы Глинки «Руслан и Людмила», написанный на мотив азербайджанской народной песни «Галанын дибиндэ» («У подножия крепости»). А следом Рамиль Гасымов и аккомпанировавший ему пианист Эмиль Афрасияб с большим чувством исполнили оригинальную версию этой песни. Номер произвел большое впечатление на известного дирижера Ялчина Адыгезалова, также выступавшего в тот вечер: «Все участники концерта заслуживают поздравлений и аплодисментов. Все цветы на сцене принадлежат женщинам. Но больше всех меня продолжает удивлять Эмиль Афрасияб, блистательный музыкант и непревзойденный пианист. Одного его прикосновения к клавишам достаточно, чтобы волшебство состоялось. Их дуэт с Рамилем Гасымовым – высшее проявление гармонии, вкуса, мастерства и глубокого знания азербайджанского фольклора».
Ялчин Адыгезалов также прокомментировал концепцию вечера: «Нам было важно показать глубокую связь между композиторскими школами наших стран. Нельзя забывать, что Кара Караев и Джовдет Гаджиев были учениками Дмитрия Шостаковича. Они, в свою очередь, воспитали Рауфа Гаджиева, Арифа Меликова, Васифа Адигезалова, Агшина Ализаде, Мусу Мирзоева. Мне посчастливилось учиться у патриарха русской дирижерской школы Ильи Мусина. Сегодня Эльчин Азизов и Динара Алиева – солисты Большого театра. Вместе с Юсифом Эйвазовым все трое блистательно исполнили арии русского оперного репертуара. Полагаю, ценно то, что они сделали это в лучших традициях именно русского исполнения».
Программа концерта была составлена так, чтобы меломаны могли услышать лучшие образцы азербайджанской и русской музыки. Вечер начался с «Азербайджанского каприччио» Фикрета Амирова: оркестр «Геликон-оперы» сыграл его под руководством Ялчина Адыгезалова. Композитор сочинил эту по-восточному прихотливую, будто узорчатую музыку, вдохновленную природой родной страны, более 60 лет назад, и она по-прежнему звучит свежо и дает возможность каждому исполнителю передать в ней что-то новое. «Музыка Азербай¬джана – уникальный сплав большой европейской школы и архаичного колорита Востока, – говорит Муртуза Бюльбюль. – Соответственно, для музыкантов, воспитанных на принципах академической музыки, она имеет некоторые непривычные особенности – мелизматику или нестандартные ритмические формулы, например. Но с уверенностью можно констатировать, что наши коллеги из «Геликон-оперы» сделали все возможное, чтобы представить образцы азербайджанской музыки максимально качественно».
Затем наступил черед певцов. Одними из самых ярких моментов вечера стали преображение Эльчина Азизова, представшего грозным Шакловитым из оперы «Хованщина» Мусоргского, и выступление Динары Алиевой в образе трогательной Лизы из «Пиковой дамы».
Фонд Гейдара Алиева всегда поддерживает молодые таланты, и организованный им вечер не мог обойтись без выступлений юных музыкантов, уже достигших серьезных успехов в своей профессии. Столичная публика познакомилась со скрипачами-лауреатами международных конкурсов Сурой Гасанлы и Святославом Рубцовым; подросткам аккомпанировал Мурад Адыгезалзаде.
Особый восторг публики вызвал выход балетных артистов: посланцы Азербайджанского театра оперы и балета станцевали фрагмент из «Семи красавиц» (оркестр в этот момент вел Муртуза Бюльбюль). Также овации удостоились Сахиб Пашазаде (тар) и Теймур Кулиев (домра) с аккомпанирующим им на фортепиано Эмилем Афрасиябом: всем известные «Подмосковные вечера» в их интерпретации прозвучали совсем по-новому. И разумеется, вечер не мог обойтись без джаза, ведь Азербайджан дал миру множество выдающихся джазовых музыкантов и композиторов. Символом любви обеих стран к этому жанру стал «Вальс № 2» из сюиты Шостаковича для джазового оркестра с солистом Энвером Керимовым (труба).
В финале вечера на сцене собрались все участники-вокалисты и исполнили песню Муслима Магомаева «Весенний край – Азербайджан», хорошо знакомую и давно любимую российской публикой.