Музыкальный фестиваль в Габале
Азербайджанский государственный симфонический оркестр имени Узеира Гаджибейли, дирижер – Фуад Ибрагимов.

Международный музыкальный фестиваль в Габале прошел в десятый раз. Он был задуман как праздник исключительно классики, а теперь в Габале можно услышать джаз, сочинения молодых композиторов и разнообразную этническую музыку.

С 2009 года, когда проект, придуманный ректором Бакинской музыкальной академии Фархадом Бадалбейли и знаменитым дирижером Дмитрием Яблонским и поддержанный Фондом Гейдара Алиева, впервые собрал публику в этом древнем городе, масштаб фестиваля значительно вырос и несколько поменялся его формат. За десять лет истории в фестивале участвовали музыканты из более чем 50 стран, здесь побывали Юрий Башмет и Вадим Репин, «Виртуозы Москвы» и Лондонский королевский симфонический оркестр. Одно остается неизменным: фестиваль некоммерческий, за право слушать великую музыку с публики денег не берут.

Нынешний фест начался «с затакта» – первыми перед публикой выступили молодые музыканты. Проект «Поддержка молодежи», организованный директором Азербайджанской государственной филармонии Мурадом Адыгезалзаде и поддержанный Фархадом Бадалбейли, представил более десяти артистов. Наргиз Кенгерли и Эльвин Наджафов исполнили наполненные меланхолией «Сказочные картинки» Шумана для альта и фортепиано, Фатима Алиева – воинственную и победительную Третью балладу Шопена. Особенно важны в программе были работы молодых композиторов: пьесу Арзу Аббасовой «Полярная звезда» для двух скрипок сыграли Элина Алиева и Лала Миралаева, а дуэт для флейты и фортепиано Алии Салмановой автор исполнила с Шейдой Алескеровой. В тот же вечер на следующем концерте «молодежная» тема перешла из камерного формата в большой симфонический: Студенческий симфонический оркестр Музыкальной академии имени Узеира Гаджибейли, ведомый Джавадом Таги-заде, вручил публике внятно и вдохновенно исполненные сочинения классика, в чью честь названа академия, а также Фикрета Амирова, Кара Караева, Массне и Вивальди.

Большое открытие фестиваля состоялось на следующий день, и здесь героем был Азербайджанский государственный симфонический оркестр имени Узеира Гаджибейли, ведомый Фуадом Ибрагимовым. «Албанская рапсодия» Кара Караева открыла вечер, затем программа продолжилась его же симфонической поэмой «Лейли и Меджнун», а также Концертом для фортепиано с оркестром Арифа Меликова (на публику произвела огромное впечатление эмоциональная открытость исполнения Мурада Адыгезалзаде) и Концертом для фортепиано с оркестром Аяза Гамбарлы (его виртуозно сыграла Егяна Ахундова). Такая последовательность произведений строго продумана и посвящена юбилею Кара Караева, который отмечается в этом году: сначала можно было услышать сочинения классика, затем – его ученика Арифа Меликова, в финале – ученика ученика (поскольку Аяз Гамбарлы учился у Арифа Меликова). Столетие Кара Караева было отмечено на фестивале и отдельной программой камерной музыки, где прозвучали Соната для скрипки с фортепиано, струнные квартеты и романсы мастера.

Самым прославленным иностранным гостем Десятого фестиваля стал Иерусалимский симфонический оркестр. Его программы поражали стилистическим диапазоном: первая, которой дирижировал Дмитрий Яблонский, предлагала переход от саркастической увертюры к оперетте Бернстайна «Кандид» к трагическому Четвертому концерту Рахманинова для фортепиано с оркестром (где солировала Саида Таги-заде), а вторая (за пультом стоял Михаил Хохлов) соединяла величественного моцартовского «Юпитера» с радостным Третьим концертом Прокофьева для фортепиано с оркестром и мечтательно-влюбленным Вторым концертом Шопена для фортепиано с оркестром (солистами в этой программе были Тогрул Гусейнли и Оксана Яблонская). Иерусалимский симфонический был не единственным гостем из Израиля на фестивале: ансамбль Multipiano вызвал немалый ажиотаж в публике. Этот не так давно созданный, но уже титулованный коллектив (в 2015 году он получил от израильского министерства культуры титул лучшего ансамбля камерной музыки в стране) специализируется на редком виде фортепианного исполнительства: сочинения классиков играются в четыре, в шесть и в восемь рук. В Габале в таком виде прозвучали сочинения Моцарта и Шостаковича, Сметаны, Мусоргского и Рахманинова.

Среди ярких событий фестиваля – вечер мугама, гастроль зажигательного кубинского септета Jóvenes Clásicos del Son и вечер грузинского джаз-ансамбля Tbilisi Big Band. Вечер закрытия был отдан королевскому жанру – опере: Пуччини, Верди, Моцарт, Рахманинов и Гаджибейли звучали в исполнении ярких артистов из разных стран мира. Завершила же вечер – и фестиваль – искрящаяся «Застольная» из «Травиаты».

Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»