Плод сотрудничества двух ведущих джазовых исполнителей Азербайджана: саксофониста и кларнетиста Раина Султанова и пианиста и органиста Исфара Сарабского, виднейших представителей разных поколений азербайджанского джаза.
Раин Султанов – один из самых уважаемых сегодня в Азербайджане джазовых музыкантов, участник множества международных фестивалей, бывший солист Эстрадно-симфонического оркестра Азербайджанского государственного телерадио, замечательный исполнитель мугама. Исфар Сарабский – из самых заметных молодых азербайджанских пианистов, лауреат множества конкурсов, в том числе победитель конкурса пианистов на джазовом фестивале в Монтрё; несмотря на свою молодость, Исфар уже заслуженный артист Азербайджана и лауреат государственной премии Zirva. Сотрудничество таких исполнителей, разумеется, всегда повод ждать выдающегося результата, и данная пластинка полностью подобные ожидания оправдывает.
Султанов играет здесь на сопрано-саксофоне – инструменте с очень чистым и отчасти меланхолическим тоном, певучий голос которого некогда сделал популярным один из новоорлеанских пионеров джаза Сидни Беше. Сарабский исполняет свои партии на фортепиано и органе – последний инструмент как нельзя лучше соединяется с поэтичным звуком сопрано-саксофона.
Пластинка называется «Цикл» неслучайно – она действительно представляет собой не сборник мало связанных между собой пьес, но цельное, непротиворечивое внутри себя высказывание, своего рода элегический нарратив, развивающийся в чрезвычайно медленном (или, как несколько мрачно отмечено в пресс-релизе, «погребальном») темпе, в силу чего у трех инструментов, представленных здесь, – саксофона, органа и фортепиано – имеется весьма протяженное пространство для диалогического высказывания. Высказывания эти цельны, поэтичны и весьма сценичны: слушатель при желании может выстроить из них целую историю, в общем, как ни странно, весьма оптимистичную и светлую.
Диск записан в церкви Спасителя в Баку; в силу характерной акустики помещения он звучит объемно – так, что в частых паузах, обертонах органа и тихих пассажах музыки буквально слышен окружающий воздух. Несмотря на импровизацию и в целом джазовый язык, данный материал едва ли можно назвать джазом, скорее это своего рода акустический эмбиент, которым славится лейбл ECM: пластинка сделана по образцу записей Кита Джаррета с Яном Гарбареком, и преемственность здесь хорошо заметна. Словом, работа эта сосредоточенная, очень точная и выверенная, полная рефлексии и определенной, хотя и неуловимой, содержательности – настолько, насколько вообще имеет смысл говорить о содержании в музыке.