Бакинский Театр оперы и балета отмечает юбилей – сто лет назад он стал театром государственной важности.
На самом деле история началась чуть раньше: в 1908 году состоялась мировая премьера первой оперы на мусульманском Востоке – «Лейли и Меджнуна» Узеира Гаджибейли, в 1911-м построили здание театра. Но именно в мае 1920-го Комиссариат народного просвещения Азербайджанской Республики издал декрет об основании государственного театра. Началась история нового государственного достояния.
При этом и для людей, работавших в театре, и для пламенно любивших его зрителей он никогда не переставал быть личным делом: ему отдавали всю жизнь, и его триумфы оценивали нежно и пристрастно.
Всего сто лет. Уже сто лет
В начале второго десятилетия ХХ века по дворам в городе Саратове ходит с шарманкой девочка-подросток. Отчим гонит ее петь на улице в любую погоду – и неважно, что отец девчонки, также уличный певец, привезший семью из Ирана в Россию на заработки, умер, заработав чахотку из-за пения на морозе. В 1930-х годах весь СССР узнает ее имя: Фатьма Мухтарова.
Судьба Фатьмы могла бы стать такой же мрачной, как и у ее отца, но ей повезло на встречи с хорошими людьми. Услышав ее голос, профессор Саратовской консерватории Михаил Медведев решил готовить ее в консерваторию. В 1913 году, когда студентка впервые приехала с концертом в Баку (учащимся концертировать запрещалось, но из-за бедности девушки консерваторское начальство смотрело на ее гастроли сквозь пальцы), уже ставший знаменитостью Гусейнкули Сарабский, первый исполнитель роли Меджнуна, убедил мецената Муртузу Мухтарова (однофамильца певицы) платить ей стипендию на время обучения в консерватории. После получения диплома карьера Мухтаровой взлетает мгновенно: голос девушки одобрил Шаляпин, и она начинает работать рядом с ним в московской Опере Зимина.
«Театр – символ гордости Баку, славы Азербайджана. Спросите в Италии: что дал «Ла Скала» Милану? Спросите в Великобритании: что дал «Ковент Гарден» Лондону? В Баку театр дает то же самое: любовь, почитание, уважение»
А далее – после революции – везде: Мариинский и Большой театры, Украина, Грузия, Закавказье. И конечно же, Баку, куда она переезжает в конце 1930-х и где впервые поет свою коронную партию Кармен на азербайджанском языке. В Баку у певицы-странницы появился дом неподалеку от Девичьей башни. И у Баку появилась она – звезда мирового класса, ставшая затем педагогом, создавшим новое поколение театра. Именно с Фатьмой Мухтаровой хотел бы встретиться и поговорить нынешний главный дирижер театра Эйюб Гулиев, будь у него возможность воспользоваться машиной времени. «С ней и с Шовкет Мамедовой, – говорит дирижер. – Первые наши певицы совершили настоящий подвиг. До них в мугамной опере все роли исполняли мужчины. А они вышли на сцену и доказали, что женская сила во всем имеет очень большое значение: и в музыке, и в творчестве, и в нашей социальной жизни, науке, культуре».
В своих мечтах соединяет прошлое и настоящее и балерина Джамиля Керимова. «Я бы очень хотела встретиться с легендой азербайджанского балета Гамэр Алмасзаде, – говорит она. – Увидеть, как она готовится к спектаклю, как наносит грим, как репетирует, как вживается в образ…» Появившаяся на свет в 1915 году дочь сапожника и акушерки, Гамэр Алмасзаде стала первой балериной Азербайджана: начав обучение в частной студии, в 15 лет она уже танцевала на сцене театра. В 16 вышла замуж за композитора Афрасияба Бадалбейли (и тем способствовала написанию первого азербайджанского балета «Девичья башня»), а в 18 лет, желая достичь в профессии совершенства, на три года уехала в Ленинград, в знаменитую балетную школу, которая теперь называется Академией русского балета. Она успела всё: стать великой балериной и народной артисткой СССР, руководителем балета в родном театре и худруком Бакинского хореографического училища. Ее ученицы стали звездами, а потом и педагогами, создающими звезд; на бакинский балет Гамэр ханым проработала более семи (!) десятилетий.
«А я бы очень хотела побывать на спектакле легендарной балерины и звезды нашего театра Лейлы Векиловой, – говорит главный балетмейстер Камилла Гусейнова. – Мне довелось ее знать, когда она уже была педагогом. Она учила нас мастерству, но не только технике – большое внимание уделяла выразительности каждого жеста. Она говорила, что имеет значение движение каждого пальца. И была бескомпромиссна в профессии: то, что делаешь, должно быть хорошо или не должно происходить вовсе».
«Будь у меня машина времени, я бы тоже отправился на спектакль своего педагога, – улыбается Анар Микаилов. – Ходят легенды о том, как Рамазан Арифуллин танцевал в балете «Тысяча и одна ночь», о его мастерстве, его харизме».
«Да, конечно, наши легендарные звезды балета – Гамэр Алмасзаде, Лейла Векилова, – соглашается с коллегами Нигяр Ибрагимова. – Но еще, конечно, Муслим Магомаев. Как бы хотелось его услышать вживую!»
История жива для этого театра, все его звезды остаются в этих стенах: и те, кто блистал более полувека назад, и те, кто закончил артистическую карьеру совсем недавно, и те, кто только получил первые сольные партии, но уже добился успеха. Рядом с молодежью, которая так хотела бы на них посмотреть и с ними поговорить, незримо присутствуют и трепетный лебедь Лейлы Векиловой, и яростная Кармен Фатьмы Мухтаровой (однажды «Хозе» – легендарный тенор Георгий Нэлепп – благодаря ей так поверил в происходившее на сцене, что на самом деле ударил артистку ножом; рану потом зашивали), и отважный Кероглу Бюльбюля, и поэтический Ферхад Владимира Плетнева, и еще десятки артистов славного театра.
«Театр дает прежде всего красоту. Когда мы говорим: «Красота спасет мир», – мы точно так же можем сказать: «Балет спасет мир»
Праздник будет все равно
«Конечно, мы хотели бы, чтобы именно в день юбилея были открыты двери, чтобы к нам пришла огромная армия меломанов Баку, которая и в дождь, и в снег ходит в театр и поддержку которой мы всегда чувствуем, – говорит Эйюб Гулиев. – Мы хотели посвятить юбилею и фестиваль итальянской оперы, который традиционно проходит в мае, и летние гастроли в Германии – наш оркестр был вновь приглашен на Мюнхенский оперный фестиваль. Из-за пандемии мы не можем этого сделать сейчас, но юбилейный год еще не закончен, и отпраздновать столетие мы успеем. Главное событие мы планировали на сентябрь: в дни традиционного фестиваля Узеира Гаджибейли должна была состояться мировая премьера его последней оперы «Фируза». Гаджибейли ее не закончил, доделывать взялся его ближайший родственник, который знает его творчество, Исмаил Гаджибеков. Он тоже не успел довести дело до конца, но оркестровал большую часть. Думаю, что поставить «Фирузу» – наша обязанность творческая, гражданская, музыкальная и человеческая.
Как только меня назначили артистическим руководителем, я пошел к вдове Исмаила Гаджибекова, чтобы посмотреть партитуру. Мы с Ульвией Гаджибековой сели, поговорили, она показала мне клавир, и мы договорились о постановке. Сейчас над оперой идет работа, ею занимаются хорошие специалисты, но из-за пандемии всё приостановилось, конечно. Мы выпустим спектакль в следующем сезоне. Думаю, это будет символично – в год столетия Театра оперы и балета поставить последнюю оперу Узеира Гаджибейли, написавшего «Лейли и Меджнун», с которой опера в Азербайджане началась».
«Быть солисткой Бакинской оперы – это счастье, это блаженство. Перескакиваешь из одного времени в другое, меняешь костюмы, персонажей, образы – и внешне, и внутренне»
Самые знаменитые спектакли Азербайджанского театра оперы и балета им. М. Ф. Ахундова
1935 «Наргиз» (опера), композитор и дирижер Муслим Магомаев-старший
1937 «Кероглу» (опера), композитор и дирижер Узеир Гаджибейли
1940 «Девичья башня» (балет), композитор Афрасияб Бадалбейли, хореографы Сергей Кеворков, Вахтанг Вронский
1952 «Семь красавиц» (балет), композитор Кара Караев, хореограф Петр Гусев
1953 «Севиль» (опера), композитор Фикрет Амиров, дирижер Афрасияб Бадалбейли
1960 «Тропою грома» (балет), композитор Кара Караев, хореограф Константин Сергеев
1962 «Легенда о любви» (балет), композитор Ариф Меликов, хореограф Юрий Григорович
1973 «Насими» (балет), композитор Фикрет Амиров, хореограф Наиля Назирова
1979 «Тысяча и одна ночь» (балет), композитор Фикрет Амиров, хореограф Наиля Назирова
2004 «Раст» (балет), композитор Ниязи, хореограф Тамилла Ширалиева
2005 «Любовь и смерть» (балет), композитор Полад Бюльбюльоглы, хореограф Вакиль Усманов
2019 «Гойя» (балет), композиторы Кара Караев, Фарадж Караев, хореограф Василий Медведев