В Москве прошел V Международный конкурс молодых оперных режиссеров «Нано-опера». Одним из членов жюри был главный режиссер Азербайджанского государственного академического музыкального театра Джавид Имамвердиев.
Худрук «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман придумал конкурс как стартовую площадку для молодых талантов, решивших заниматься таким непростым делом, как оперная режиссура. И конкурс действительно становится ею – достаточно сказать, что в этом году в составе жюри, кроме легенд режиссуры вроде худрука «Санкт-Петербург оперы» Юрия Александрова и худрука оперной труппы Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Александра Тителя, работал Павел Сорокин, участвовавший в «Нано-опере» в 2013 и 2015 годах, а сейчас ставший главным режиссером Ростовского музыкального театра. А еще в этом году впечатлившие членов жюри молодые режиссеры получили, кроме призов, приглашения на постановки в театры, где правят строгие судьи конкурса.
На Джавида Имамвердиева, внимательно изучавшего все работы конкурсантов (в первом туре те должны были за 15 минут поставить арию, во втором – дуэт, в третьем – массовую сцену), наибольшее впечатление произвели нанопостановки Еренбака Тойкенова из Астаны и Сухроба Усмонова из Душанбе. «Мне интересно, когда режиссеры, тем более молодые, умеют фантазировать, умеют спорить, – говорит Имамвердиев. – Очень важно, чтобы в тот момент, когда режиссер берется за выдающийся музыкальный материал, он хотел передать публике какой-то свой месседж. Не просто свою трактовку – мол, у композитора написано, что дело происходит на балу, а я сделаю в лесу у разбойников, – но свой посыл, то, что хочешь сказать зрителям. В работах этих двух режиссеров такой посыл был».
Еренбак Тойкенов занял на конкурсе второе место и получил приглашение на постановку в родной «Астана-опере». Публика на конкурсе восторженно приветствовала два поставленных им отрывка – каватину Фигаро (ловкий цирюльник превратился в робота-парикмахера, которого выставляет на продажу произведшая его фирма; солист «Геликон-оперы» Максим Перебейнос тщательно воспроизводил не только пассажи Джоаккино Россини, но и пластику металлического создания) и хор контрабандистов из «Кармен» (движущийся как единая душа хор ловко перекидывал друг другу чемоданы). Второй фаворит Джавида Имамвердиева, Сухроб Усмонов, остался без наград жюри, но публика горячо аплодировала сцене дуэли Онегина и Ленского, в которой оба героя приходят на место поединка с тяжелого похмелья и пытаются разобраться, как они дошли до жизни такой.
Лауреатом первой премии стала москвичка Мария Фомичева, поставившая сцену метели из оперы Римского-Корсакова «Кащей бессмертный»: облаченный в черные одежды хор в ее наноспектакле производил поистине пугающее впечатление, и плененная Кащеем Царевна (Анна Гречишкина) транслировала настоящий ужас. Лауреатку теперь ждут на постановку в Ростове. Самый же большой урожай приглашений собрала обладательница третьей премии петербурженка Ирина Гаудасинская. Представившая хор из пролога оперы Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» как собрание фанатов, одолевающих поп-кумира, режиссер в ближайшем времени будет ставить оперные спектакли в Астане, Красноярске и Новосибирске.
«Мне очень понравился и конкурс, и сам театр «Геликон-опера», – говорит Имамвердиев. – Фантастическая труппа! Как бы я мечтал, чтобы солистка Эльнара Мамедова работала у меня!» (Замечательная сопрано участвовала в показе сцены из «Травиаты», где Альфред предстал робким «ботаником», а Виолетта – озорной девчонкой.) «Нано-опера» заставила главного режиссера Азербайджанского музыкального театра задуматься о том, чтобы провести подобное соревнование и в Баку. «Есть такая мысль, – говорит Джавид Имамвердиев. – Это может быть интересно».