В московском Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко впервые в России поставили очень редко звучащее произведение Жака Оффенбаха – комическую оперу «Робинзон Крузо». Дирижером-постановщиком стал Ариф Дадашев.
Оффенбах, в середине XIX века неутомимо воспевавший в своих сочинениях Париж и блистательное французское легкомыслие, создал более 60 оперетт и комических опер. Меж тем в репертуаре мировых театров сейчас чаще всего встречается его единственная «серьезная» опера «Сказки Гофмана»; из веселых произведений театры периодически берут в репертуар «Прекрасную Елену», «Орфея в аду» и «Великую герцогиню Герольштейнскую». Масса замечательных оперетт будто растворилась во времени – и Музыкальный театр взялся доказать, что забывать их не стоило.
«Может быть, в ХХ веке «Робинзон Крузо» не был таким популярным, потому что сам Оффенбах не до конца определился, каким он будет по жанру, – говорит Ариф Дадашев. – В «Википедии» написано «комическая опера», то же значится на первой странице партитуры, но там есть настоящие номера из оперетты. У главных героев – развернутые арии и ансамбли, многочастные любовные дуэты родом из комической оперы, а у второстепенных персонажей – опереточные песенки. При постановке надо быть на лезвии двух разных жанров, и в этом сложность для оркестра. Но сочинение начинено такой прекрасной музыкой, что браться за работу определенно стоило».
Впервые «Робинзон Крузо» был исполнен в 1867 году в статусном театре Opéra Comique. Оффенбах выпускал по несколько спектаклей в год в собственном маленьком театрике Bouffes-Parisiens, предыдущей же его работой в Opéra Comique был «Баркуф», провалившийся за семь лет до выпуска «Робинзона». «Оффенбах готовился к премьере очень тщательно, помня о предыдущем провале, – рассказывает Ариф Дадашев. – Он хотел взять реванш, и у него получилось. Оригинальная партитура целиком не сохранилась, остались только «голоса» некоторых инструментов. В 1930 году, когда спектакль ставили в Германии в облегченном варианте под названием «Робинзонада», была сделана переоркестровка, потом «Робинзон Крузо» появлялся в Лондоне... Но многое было утрачено. Нам пришлось брать какие-то номера из «голосов», что-то пришлось дооркестровывать. Упорядочить музыкальный материал было непросто».
История, знакомая всем с детства по роману Даниэля Дефо, у Оффенбаха рассказана по-новому. Мечтатель Робинзон (Кирилл Золочевский) отправляется в путешествие, поссорившись с родителями, которые во время традиционного английского чаепития долго уговаривают его не делать глупостей. Как и герой Дефо, он терпит кораблекрушение и попадает на остров, где встречается с Пятницей (Екатерина Лукаш). Но из Бристоля уже плывут его спасать невеста по имени Ядвига (Лилия Гайсина), закадычный друг Тоби (Станислав Ли) и его невеста Сюзанна (Наталья Петрожицкая). Сражения с каннибалами и пиратами, выяснения отношений двух парочек (лирическая и комическая, как полагается) и счастливое возвращение домой – вот что такое комическая опера «Робинзон Крузо».
Режиссером-постановщиком стал главный режиссер театра Александр Титель. С его подачи в зале перекрыли оркестровую яму: на ней происходит действие, а оркестр вместе с дирижером разместился на сцене. «Александр Борисович очень уважительно относится к музыкальному материалу, – говорит Ариф Дадашев. – Он считает музыку главным, вокруг чего выстраивается спектакль. Поэтому каждый момент неудобств, в том числе связанных с тем, что оркестр находится за спинами у солистов, был оговорен заранее. С ним работалось максимально комфортно, он потрясающий режиссер».
Но все-таки дирижеру приходилось быть очень сконцентрированным каждую минуту. «Солисты максимально близко к зрителю, оркестр за ними – соответственно, певцы видят дирижера на мониторах, – объясняет Ариф Дадашев. – Нам надо совпадать, делать так, чтобы оркестр не «забил» солистов, чтобы были легкость и прозрачность. С другой стороны, Оффенбах написал номера для оркестра, где нужна оркестровая мощь. Это было самое сложное: перестроение от аккомпанирующего сцене оркестра, от легкости оффенбаховского аккомпанемента к действительно мощной морской фреске, где в музыке показано, как герои плывут, как терпят кораблекрушение и попадают на необитаемый остров».
Арифу Дадашеву 40 лет, он окончил Московскую консерваторию по двум специальностям: «хоровое дирижирование» и «оперно-симфоническое дирижирование». В его биографии – сотрудничество со многими именитыми российскими оркестрами (в том числе с НФОР Владимира Спивакова и ГАСО имени Светланова), служба в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии и нынешняя работа в московских Музыкальном и Оперетте. «К мысли о том, что хочу заниматься дирижированием профессионально, я пришел достаточно поздно, – говорит Дадашев. – До определенного момента я не мыслил себя в качестве оперного или симфонического дирижера, но на втором курсе вдруг понял, что очень хочу им быть. Мои любимые композиторы – Римский-Корсаков, Верди, Вагнер.
Приглашение на постановку «Робинзона Крузо» стало случайностью и сюрпризом, – продолжает дирижер. – Эта продукция была задумана в 2019 году, был приглашен достаточно известный американский дирижер Джозеф Олефирович, но из-за пандемии он не смог добраться до России, и мне пришлось достаточно неожиданно влетать в эту постановку в качестве дирижера-постановщика. Сейчас меня попросили встать за пульт еще и в опере Оффенбаха «Сказки Гофмана», что давно идет в Музыкальном театре. Получается, что сейчас в моей жизни время Оффенбаха».
Среди многих режиссерских шуток, сотворенных Александром Тителем в «Робинзоне Крузо», участие дирижера в действии на сцене (в один момент он садится на стул и пьет чай, не переставая управлять певцами одной рукой). «Это новый для меня опыт – оказаться рядом с артистами, с которыми обычно работаешь из ямы, – смеется Дадашев. – Признаюсь, это был самый волнующий момент спектакля».