Премьера оперы «Золушка» состоялась в «Геликон-опера»

Российская премьера оперы «Золушка» бакинского композитора Леонида Вайнштейна прошла в московском театре «Геликон-опера». 

Композитор Леонид Вайнштейн, заслуженный деятель искусств Азербайджана, – один из самых ярких учеников Кара Караева, который был очень требователен при отборе учеников в свой консерваторский класс. За недолгую жизнь (всего 49 лет) Вайнштейн, выходец из старой бакинской семьи музыкантов, успел сделать довольно много: написал шесть симфоний, три оперы и один балет, попробовал себя в жанрах мюзикла и патетической оратории. А еще был музыкальным руководителем знаменитой команды КВН «Парни из Баку», сочинял песни и музыку к кинофильмам. 

Леонид Вайнштейн (стоит справа) со своим педагогом Кара Караевым и сокурсниками. Фото: Из личного архива Тимура Вайнштейна

Мировая премьера его оперы «Золушка» состоялась в 1985 году в бакинском Театре оперы и балета. 35 лет спустя это сочинение Вайнштейна решили сыграть и в «Геликон-опере». Постановщиком спектакля стал молодой режиссер Илья Ильин, а музыкальным руководителем – народный артист Азербайджана дирижер Ялчин Адыгезалов. «Партитура «Золушки» сделана превосходно, – говорит Адыгезалов. – Очень светлая и чистая музыка, проникающая в сердца не только маленьких зрителей, но и взрослых. Потрясающая мелодика – Вайнштейн был замечательным мелодистом».

Уже на первых тактах публика готова согласиться с дирижером: из оркестровой ямы плывут мелодии волшебства, в которых много нежности, но и немало насмешки (вся она достается Мачехе и ее наглым дочерям). Именно в этом сочетании лирики и сарказма мгновенно просматривается «генеалогия» композитора: через Кара Караева, которому были свойственны эти интонации, к Дмитрию Шостаковичу, у которого Караев учился.

При открытии занавеса мы видим Золушку (ее в очередь играют Эльнара Мамедова, Анастасия Белукова и Лидия Светозарова) в совершенно современной кухне – ряды навесных шкафчиков, плита, вытяжка. Над камином (он тоже есть – видно, дом довольно богат) висит телевизор, в котором без звука идет знаменитый фильм 1947 года про Золушку с Яниной Жеймо в главной роли. «В нашей постановке главная героиня – современный подросток, – говорит Илья Ильин. – Мы постарались представить, как ребенок эпохи потребления, оторванный от своих любимых гаджетов, будет действовать, попав в волшебную, добрую и почти идеальную среду».

Принц – Иван Волков, Золушка – Эльнара Мамедова.
Жавотта (в центре) – Майя Барковская.

Впрочем, современная обстановка становится лишь рамкой для повествования. Да, именно на этой новомодной кухне Золушка общается с Метлой, Кочергой и Утюгом и именно туда заваливаются грубая Мачеха (по старинной комической традиции роль отдана мужчине – в разных составах поют Алексей Дедов или Александр Киселев) и ее дочки (Ольга Давыдова и Мелания Заридзе либо Майя Барковская и Ольга Спицына). Но все самое главное, конечно же, происходит во дворце. И там уж никаких современных штучек: настоящий сказочный дворец, где живет настоящий сказочный принц (Иван Волков или Виталий Фомин).

Как положено в музыкальной сказке, красоте и доброте героини сопутствуют дивный голос и умение прекрасно танцевать, одна же из ее злобных сестриц чудовищно каркает, пытаясь спеть романс, а вторая страшно нелепа в попытках пленить принца танцами. Рассказываемая по порядку всем известная сказка с обаятельными мелодиями, которые с удовольствием воспроизводит оркестр, выплескивается за пределы сцены: в поисках Золушки принц бегает по зрительному залу, пытаясь приспособить башмачок на ножки зрительниц; запыхавшись, сообщает одной из них: «Почти!» – и бежит дальше под хохот публики.

К финалу мы возвращаемся в современную кухню: Золушка все так же смотрит телевизор, только в нем теперь хроника королевского бала с бегущей строкой новостей. Но когда принц найдет героиню, кухня исчезнет, разъедется по частям в стороны, потому что счастливой паре будет принадлежать уже не конкретный дом, а весь мир.

separator-icon

Дирижер Ялчин Адигезалов: «Потрясающий результат»

Народный артист Азербайджана Ялчин Адигезалов не в первый раз дирижирует произведениями Леонида Вайнштейна.Работа над «Золушкой» принесла ему не только очередную удачу, но и много радости. 

БАКУ: Довольны ли вы оркестром? Почувствовали ли московские музыканты все краски этой музыки?

ЯЛЧИН АДИГЕЗАЛОВ: Безусловно. В «Геликоне» высокопрофессиональный и чуткий оркестр, при том что работает практически три состава музыкантов. Я приходил на репетиции и каждый раз видел новых оркестрантов, что было для меня несколько неожиданно. На финишной прямой стало понятно, что это не отражается на качестве. Очень теплый, отзывчивый оркестр, который полюбил замечательную музыку Леонида Вайнштейна, все играли с большим желанием и энтузиазмом.

БАКУ: А как работалось с певцами?

Я.А.: Должен отметить, что к моему приезду материал уже был разучен (ноты выслали заранее). Очень хорошо поработали концертмейстеры, мне оставалось фактически свести воедино оркестр, хор и солистов. Взаимопонимание возникло буквально со второй репетиции. Было приятно видеть, что не только солисты, хор и оркестр, но даже технические службы – машинисты сцены, звуковики, осветители – напевали мелодии из «Золушки», настолько музыка легла на слух. В театре удивительная аура, поэтому такой потрясающий результат, причем относится это не только к «Золушке». Дмитрий Бертман создал уникальный коллектив, собрав людей по призванию.

БАКУ: В истории музыки есть такая генеалогическая линия: Дмитрий Шостакович – Кара Караев – Леонид Вайнштейн. Насколько влияние Шостаковича и Караева чувствуется в творчестве Вайнштейна, в частности в «Золушке»?

Я.А.: Все ученики Караева были образованными композиторами, и Вайнштейн из самых одаренных. Шостакович не раз бывал в Баку, называл Караева, одного из своих любимых учеников, сыном. Ученикам Караева он говорил: «Вы мои внуки». Фактически Кара Караев вместе с Джовдетом Гаджиевым были основоположниками современной композиторской школы Азербайджана. В середине ХХ века, и мы можем с гордостью говорить об этом, Азербайджан был в этой области в лидерах: достаточно назвать имена Солтана Гаджибекова, Рауфа Гаджиева, Арифа Меликова, Васифа Адигезалова, Мусы Мирзоева.

Леонид Вайнштейн ушел из жизни в 49 лет – задумайтесь, сколько он мог бы еще создать прекрасной музыки. Но он был счастливым композитором: все, что выходило из-под его пера, звучало, он никогда не работал «в стол». Написал такие симфонические произведения, как Шестая симфония и Концерт для скрипки с оркестром, создал много музыки к драматическим спектаклям, замечательные детские оперы. Есть потрясающий гимн «Придет твоя весна, Азербайджан», мы часто играем его на концертах. Он был написан в самые тяжелые годы, в начале 1990-х, но в финале такой апофеоз, «Ода к радости». И когда это поет детский хор из 100 человек, мурашки по телу…

БАКУ: Зрителям музыка «Золушки» представляется очень легкой, летучей. А что в ней трудного для музыканта?

Я.А.: Партитура сделана превосходно. Она сохраняет свою прозрачность, при том что в ней есть достаточно сложные технические моменты. Для вокалистов достаточно высокая тесситура, очень непростая метроритмика. Для того, чтобы все это в короткий срок привести в надлежащий вид, надо быть высокопрофессиональными певцами. Леонид Вайнштейн родился в Баку и впитал в себя весь колорит восточной мугамной музыки, так что в «Золушке» очень много восточных элементов.

БАКУ: Помните ли вы бакинскую премьеру «Золушки»?

Я.А.: Да, конечно. Прошло 35 лет, тогда не было таких технологий – 3D-проекции, роскошные костюмы… На московскую премьеру пришла первая бакинская Золушка – Елена Усубова, она теперь живет в Москве. С букетом роскошных цветов, взволнованная. Было очень трогательно.

БАКУ: Как вам кажется, как публика приняла спектакль?

Я.А.: Москвичи говорили: «Мы давно не видели такого яркого спектакля». Было много творческой публики, которая отзывалась о постановке очень тепло. Мы постараемся сохранить заряд бодрости и энергии до осенней серии спектаклей. Возможно, второй блок «Золушки» будет снимать одна из телекомпаний – надеюсь, после этого оперу можно будет увидеть и в других городах.

separator-icon

Примадонна Эльнара Мамедова: «Мы ощущали восторг зрителей»

Главную партию в одном из составов «Золушки» исполнила сопрано Эльнара Мамедова –заслуженная артистка Азербайджанской Республики, ведущая солистка «Геликон-оперы», лауреат международных конкурсов, и роль в опере Леонида Вайнштейна стала для нее огромным удовольствием.

БАКУ: На сцене чувствуется реакцию зрительного зала?

ЭЛЬНАРА МАМЕДОВА: Конечно, мы ощущали восторг зрителей! Я мечтаю о том, чтобы наша «Золушка» когда-нибудь посетила с гастролями Баку и мои земляки смогли испытать те же чувства.

БАКУ: У вас есть любимые партии?

Э.М.: У меня нет нелюбимых. Когда начинаешь работу, учишь текст и музыку, то вживаешься в роль, анализируешь смысл, который хотел донести автор, и невольно влюбляешься в героиню, будь то Золушка, или Виолетта из «Травиаты», или Джильда из «Риголетто». Конечно, питаю особые чувства к Иоланте в одноименной опере Чайковского, с которой я дебютировала в Красноярске. Если же говорить о партии Золушки, то она идеально легла на мой голос, и петь ее было огромным удовольствием. Я буквально влюбилась в музыку нашего замечательного азербайджанского композитора, в которую филигранно вплетены народные мотивы.

БАКУ: Как вы решили стать оперной певицей?

Э.М.: Когда я в детстве услышала ангельское пение великих оперных див, сразу решила, что хочу научиться именно этому виду искусства. В подростковом возрасте, конечно, не могла не восхищаться Анной Нетребко: она сумела перевернуть представление об опере и стать законодательницей мод. Также на формирование моего вкуса оказали влияние такие потрясающие дивы, как Кэтлин Бэттл, Анна Моффо и Мирелла Френи.

БАКУ:  Кто помогал вам на пути к успеху?

Э.М.: Мой первый педагог Тамилла Ахмедова (Рагимова) разглядела талант в маленькой девочке, мечтающей о сцене, сумела меня вдохновить. А в Бакинской музыкальной академии я попала в класс народной артистки Азербайджанской Республики Хураман Гасымовой – она щедро делилась своими знаниями и сценическим опытом. Вообще мне всегда везло: на каждом этапе пути мне встречались и встречаются удивительные профессионалы.

БАКУ: Почему вы выбрали для постоянной работы именно «Геликон-оперу»?

Э.М.: Я давно следила за творчеством Дмитрия Бертмана – он один из самых востребованных и талантливых театральных режиссеров нашего времени, грамотный профессионал и умный человек, с которым я всегда мечтала работать. Когда оказалась в «Геликон-опере», мои ожидания только подтвердились: в театре выстроена такая атмосфера, в которой искренне чувствуешь поддержку коллег.

БАКУ: Что в ваших ближайших планах? Какие партии хотели бы спеть в будущем?

Э.М.: Вскоре – Памина в опере Моцарта «Волшебная флейта», Марфа в «Царской невесте» Римского-Корсакова, Виолетта в «Травиате» Верди и Мюзетта в «Богеме» Пуччини. А затем мне хотелось бы добавить в список исполняемых ролей все ведущие партии для моего голоса. В первую очередь Лючию в опере Доницетти «Лючия ди Ламмермур», Эльвиру в «Пуританах» Беллини, Манон Леско в опере Массне и, наверное, Маргариту в «Фаусте» Гуно. Я верю, что моя карьера только начинается и главные успехи впереди.

separator-icon
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»