Азербайджанцы, живущие в Санкт-Петербурге: Элшан Бабаев

В жизнь одних он вошел случайно, для других был мечтой. Но для всех героев спецпроекта журнала «Баку» об азербайджанцах, живущих в Санкт-Петербурге, этот город набережных, кружевных оград, ледяного ветра и белых ночей стал судьбой.

Элшан Бабаев придумал и создал Официальную гостиницу Государственного Эрмитажа, отель, достойный одного из главных музеев мира. Он его спроектировал, нарисовал, декорировал и оживил. Это его звезды – все пять.

Он родился и вырос в Баку. Окончил школу, поступил в Институт нефти и химии, а потом ушел в армию – служил в Западной группе войск и на Дальнем Востоке. Тем временем благодаря программе культурного обмена, организованной Гейдаром Алиевым, старший брат Элшана Малик отправился в Ленинград и за короткое время сумел построить неплохую карьеру: стал первым секретарем Кировского райкома комсомола, работал в городской администрации. В 1991 году Элшан отправился навестить брата – и остался в Ленинграде.

Элшан и Малик со временем занялись инвестициями в строительство. В 2007 году Элшан выкупил на аукционе бывший особняк купца Лобова. В советские годы в нем размещался Дворец культуры работников пищевой промышленности, а в новое время некогда прекрасное здание пустовало, разрушалось, неоднократно горело и было признано аварийным. «Я бакинец, гостеприимство у меня в крови, так что я не раздумывал ни секунды и сразу решил, что здесь будет гостиница, лучшая в городе», – говорит Бабаев. Однако кроме полной реконструкции отелю требовалось имя.

Если маленькая домашняя гостиница может заработать репутацию самостоятельно, то новому большому отелю выйти на рынок без серьезной поддержки практически невозможно – люди склонны доверять знаменитым корпорациям и не рисковать. «Чаще всего бывает так: владелец отеля договаривается с известным гостиничным оператором, отель становится частью раскрученного бренда, но попадает в зависимость от стандартов сети, с которой заключен контракт, – объясняет Бабаев. – Владелец берет на себя все расходы по стандартизации своего отеля, отдает бренду значительную часть прибыли, но при этом все важные решения принимает управляющая компания. И все это исключительно ради звучного имени. Я решил, что не хочу идти таким путем. Мой отель должен был стать именно таким, каким его задумал я. Но слово «бренд» все вертелось в голове. И вдруг меня осенило: главный бренд Петербурга, перед которым меркнут все самые известные имена, – это Эрмитаж. Вместе мы можем сделать идеальный отель!»

«И вдруг меня осенило: главный бренд Петербурга – это Эрмитаж»

Элшан записался на прием к директору Эрмитажа Михаилу Борисовичу Пиотровскому, со всей ответственностью подготовился к встрече. Он предложил создать роскошную гостиницу, которая, сохраняя статус самостоятельной юридической единицы, могла бы стать партнером Эрмитажа и частью инфраструктуры музея. Пиотровскому идея понравилась. «Я искренне восхищался Михаилом Борисовичем и до нашего знакомства, – говорит Элшан. – Этот человек – один из символов Петербурга и настоящий гений. При встрече я в этом лично убедился. Потрясающе, с каким интересом он выслушал меня. Я очень волновался, но, видимо, эмоции и страсть, с которыми я говорил, заставили его поверить в меня».

Эрмитаж пошел на колоссальные репутационные риски, поэтому были подписаны сотни разнообразных бумаг, в которых оговаривались тысячи деталей, позволявших отелю Элшана стать официальной гостиницей музея. По счастью, эти условия совпадали с видением Бабаева. И началась стройка.

Элшан отказался от услуг знаменитых архитекторов и дизайнеров и сам возглавил проект: каждая линия интерьера, каждый завиток лепнины, каждая розетка и каждая лампочка – Бабаев контролировал все. «Я благодарен моей семье за то, что они поняли, как это важно для меня и какое ни с чем не сравнимое удовольствие я получаю от того, что удалось подобрать правильный ковер или сделать нужный изгиб перил лестницы, – признается Элшан. – Я тогда превратился в настоящего маньяка: буквально жил в отеле, жена и дети не видели меня неделями. Но я не услышал от них ни одного упрека – наоборот, получил грандиозную моральную поддержку и главным образом благодаря ей смог довести дело до конца так, что мне не стыдно ни за один квадратный сантиметр. К тому же мне было очень важно не подвести Пиотровского – и, кажется, у меня получилось».

Глобальная идея Элшана заключается в том, чтобы каждый гость, каким бы долгим и сложным ни было его путешествие, проснувшись утром в гостинице Эрмитажа, не задавался вопросом, в каком городе он находится: Петербург должен узнаваться во всем еще до того, как распахнутся шторы. Элшан придумал сделать все комнаты абсолютно разными, но выдержанными в единой стилистике начала XIX века. Никаких дешевых материалов: мрамор, дерево, позолота – в отеле Эрмитажа все настоящее. Картины, гобелены, скульптура, вазы, столы и кресла – реплики музейного собрания, при желании их можно купить. В ресторане отеля готовят по рецептам времен Екатерины II и подают блюда на посуде Императорского фарфорового завода; в магазине продаются украшения, сделанные по эскизам Фаберже, обнаруженным в ювелирном фонде Эрмитажа. При этом отель оснащен новейшей техникой: кнопки и сенсоры в номерах в одну секунду подстраивают под настроение гостя освещение, температуру воды и воздуха, музыку и кофеварку. В лобби стоит автомат по продаже билетов в Эрмитаж, а от дверей гостиницы до Дворцовой площади курсирует бесплатный микроавтобус.

За два года, прошедших с открытия, гостиница Эрмитажа получила много престижных призов и наград; ее пять звезд официально подтверждены свидетельством Государственной системы классификации.

 «Все, кто здесь работает, стараются дать гостям лучшее, – уверенно говорит Бабаев. – Однажды у нас на сутки остановились гости, которые впервые приехали в Петербург и мечтали увидеть Эрмитаж. Это был понедельник – музей закрыт. Но консьерж передал мне, как расстроились постояльцы, я поставил себя на их место и тоже очень расстроился. В общем, мы смогли организовать им экскурсию в закрытый Эрмитаж. Люди просто потеряли дар речи. Уверен, они запомнят это приключение на всю жизнь».

Элшан до сих пор проводит в отеле большую часть времени. В планах – развитие филиалов гостиницы по всему миру. «Эрмитаж настолько мультикультурен и разнолик, что мы могли бы организовать собственную сеть. Пускай в Париже будет отель, перекликающийся с картинами импрессионистов из музея; в Токио можно было бы обыграть тему прекрасной коллекции периода Токугавы. И конечно, моя главная мечта – открыть отель Эрмитажа в Баку. Я бываю на родине нечасто, два-три раза в год, и всегда поражаюсь тому, с каким тактом люди относятся к своей культуре и друг к другу, с каким вкусом и пониманием красоты обновляется город. И мне очень хотелось бы стать частью этого процесса. Ведь я очень горд быть азербайджанцем, а Баку – это моя первая и главная любовь на все времена».

separator-icon
Предметы интерьера – реплики собрания музея
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»