Елена Хагвердиева: сундук с воспоминаниями
Фото: Ева Абилова

На свете мало художников, в чьих работах время ощущается как физическое присутствие. Герои полотен Елены Хагвердиевой, будь то люди, животные или растения, выглядят так, словно увидены взглядом человека другой эпохи. Между персонажем картины и зрителем неизменно возникает временная дистанция – мы смотрим на них с пиететом, которого достойны работы старых мастеров.

При этом сама Елена человек удивительно современный. Уроженка Хабаровска, она приехала в Баку ребенком и сразу влюбилась в этот город. Своим образом жизни Елена опровергает мнение о художниках как об убежденных интровертах: она всегда в центре событий. Хагвердиева призналась в одном из интервью: «Если бы я родилась в XVIII веке, то стала бы устроительницей праздников». Про нее хочется сказать «настоящая патрицианка»: аристократизм чувствуется во всем – в манере говорить, в неизменной доброжелательности и жизнелюбии. Кажется, именно такими были римские женщины, ставшие идеалом поведения на многие последующие века: красивые, яркие, тонкие, притягивающие к себе таланты. Елену легко представить хозяйкой помпейской виллы (впрочем, ее бакинский дом ничем таковой не уступает). Ее работы будто пришли из того времени, когда не существовало ни кинематографа, ни телевизоров, а изображение на стене дома было единственным окном в мир фантазий.

«Ковер», 2019

«Эта работа называется «Ковер», она весьма масштабная – два на полтора метра, то есть размером действительно с приличный ковер. В прошлом году я сделала целую серию работ, объединенных этой темой; выставка должна была открыться весной, но события не случилось – началась пандемия. Однако для меня это стало важным периодом: ковры занимают меня с раннего детства. В советских домах они были обязательным элементом интерьера – не просто символом уюта, но и знаком семейного благополучия. В детстве я могла, лежа на диване, часами рассматривать ковровые узоры. Они складывались в сюжеты, группировались в композиции, возбуждали фантазию – каждый раз можно было обнаружить что-то новое.

Когда я взялась за эту тему, конечно, изучила символику коврового орнамента. Но мой «Ковер» внешне совсем не похож на реальный – скорее это сундук, запустив руку в который можно вытащить невероятные сокровища: воспоминания, опыт, человеческие истории. Он напоминает фреску, отмеченную временем, – с трещинами, выцветшими красками и утраченными фрагментами. Это не украшение дома, а неизменная часть его старых стен, которые помнят многое.

Мои работы вообще тесно связаны с темой времени, которое стирает лишнее и оставляет главное. При этом я совсем не подвержена ностальгии, я люблю настоящий момент. Но память – это то, что делает нас уникальными. Вообще, я думаю, для художника каждая новая работа является точкой отсчета. Без трепета, с которым идешь к холсту, стремясь сказать что-то новое, ничего не получится».


Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»