Фидан Алиева: уроки географии

Принты на сумках марки Sacria Atelier цитируют цветовую палитру и орнаменты, характерные для разных регионов Азербайджана. Те, кто родился в Баку, Карабахе или Нахчыване, узнают их с первого взгляда. Мы поговорили с создательницей Sacria Atelier Фидан Алиевой о том, как она придумала свой бренд и при чем тут Вивьен Вествуд. Спойлер: почти ни при чем, хотя фурнитура у сумок VW и SA действительно похожа. 

Sacria Atelier – молодой бренд, он возник четыре года назад. Но эти сумки носят не только бакинские модницы, их уже можно увидеть на улицах Парижа, Лондона, Стокгольма, Нью-Йорка. Иногда Фидан получает фото сумочек Sacria Atelier (и их обладательниц) на фоне Эйфелевой башни, Тауэрского моста, статуи Свободы. «Мы с мастерицами нашего ателье шутим, что скоро сделаем из этих фотографий карту мира – мира Sacria», – говорит Фидан Алиева.

Альтер эго на цепочке

Сумка – вещь, с которой женщина почти не расстается. Считать ее просто аксессуаром может только тот, кто ничего не понимает в женщинах. Каждая сумка – альтер эго своей хозяйки, хранительница ее секретов, выражение и продолжение ее души. А в душу азербайджанки впечатаны краски детства: ярко-синий, как море; красный, как закат; голубой, как цвет неба; терракотовый – цвет земли. И ковры, лежавшие в доме бабушки, повторяли эти краски. Они дублировали до бесконечности затейливый орнамент, соединяя его в калейдоскоп, на который ты смотрела, маленькая, засыпая. Но и перед закрытыми глазами продолжали мелькать ярко-синий, как море… ярко-красный, как закат… терракотовый, как земля…

Сколько бы лет ни пролетело с тех пор, это невозможно забыть. И невозможно не влюбиться в сумку, которая столько знает про твое детство.

Конечно, дарят такие сумки не только азербайджанкам. Для тех, кто видел в детстве другие краски и не сумеет считать тайный культурный код, Фидан придумала в каждую сумочку вкладывать маленький буклет. В нем кратко, на двух языках, азербайджанском и английском, рассказывается история региона, который стал источником вдохновения: чем знаменит, чем красив, почему именно такие узоры ткали в Карабахе, такие – в Нахчыване, а вот такие – в Баку...

Так что сумки Sacria Atelier – еще и краткий экскурс в азербайджанскую культуру.

Француженки, не мыслящие жизни без парфюма, ценят их потому, что внутри помещается пять флаконов духов. Яркие итальянки – за то, что можно положить туда сто тюбиков помады. Практичных американок радует, что, помимо духов и помады, всегда останется место для айфона.

Кроме того, Sacria Atelier отлично сочетается и с джинсами, и с маленьким черным платьем, без которого немыслим гардероб ни француженки, ни итальянки, ни американки. Ну и риск встретить подругу с аналогичной сумкой сведен к минимуму. Согласитесь, тоже приятно…

«Их вместительность – особый предмет моей гордости, – смеется Фидан. – Когда мы только начинали, супруг пошутил: Боже, какая она маленькая, что там поместится?!» Говорю: «Секундочку, сейчас я тебе покажу!» И вытряхнула все содержимое. Муж был потрясен количеством того, что оказалось на столе. Примерно тогда он и придумал название нашего бренда. Sacria – такого слова не существует ни в одном языке. Но оно намекает на секрет, тайну, сакральность. Ведь то, что лежит в женской сумке, всегда секрет».

А то, что секретов в Sacria помещается изрядно, – заслуга замка, двух скрещивающихся шариков. Такие замки были на кошельках наших бабушек. Помните, в них всегда находились 20 копеек внучке на мороженое?

Потом сумки с подобным замком сделала Вивьен Вествуд, и они стали культовыми. Но Фидан настаивает, что вдохновлялась не примером Vivienne Westwood, а вещами, которые носили в молодости ее бабушка, мама, тетя.

Фермуар и другие сокровища

Фидан росла в поселке Сахиль и часто гостила у бабушки. «Это был большой дом, веселый и открытый. С огромным фруктовым садом, и все в нем цвело, пахло, сияло на солнце. Такая картинка детства у меня – сочная, насыщенная красками и запахами. И рядом – море», – вспоминает она.

Бабушка когда-то работала портнихой, шила одежду на заказ. Она отличалась любовью к красивым вещам: у нее был восхитительный фарфоровый сервиз, в ящиках – какие-то невероятные заколки для волос, удивительные старинные гребешки. И среди этих сокровищ – сумочка с замочком из шариков. Бабушка хранила в ней косметику. Пятилетней Фидан страшно нравилось открывать и закрывать сумочку – о, это движение пальцев, будто волчок запускаешь!

«Такой замок, я узнала позже, называется французским словом «фермуар», – говорит она. – Когда задумала свою марку сумок, даже сомнений не было, только с фермуаром. Это очень женственно: открыть сумку, достать помаду или пудру, закрыть сумку… Целый ритуал».

Подруги звали во двор прыгать через скакалку или бегать с мальчишками, но Фидан нравилось оставаться наедине с бабушкиными комодами и шкафами: там было столько дивных старых открыток и картинок, с которых она срисовывала горы, пейзажи, цветы, – это же гораздо интереснее, чем скакалки и догонялки!

А еще в большой бабушкин дом приезжала из Москвы мамина сестра Мила. Она одевалась особенно, не как все. Как и бабушка, умела шить и сочетала, казалось бы, несочетаемые вещи – современные платья и старинные, винтажные, как сейчас бы сказали, бусы или серьги. И всё придумывала сама, ведь никаких соцсетей, где можно подсмотреть стиль какого-нибудь блогера или селебрити, тогда не было. «Она олицетворяла для меня стиль, я хотела быть такой же смелой, – говорит Фидан. – Решила сшить себе топик, как у тети Милы. Порезала диванную накидку, нашла у бабушки иголки с нитками – и... Накидка была из плотной ткани, а дело происходило летом. Топик получился немного не по сезону, но снять его с меня было невозможно. Как ни странно, за загубленную накидку меня не ругали.

Это не единственный эксперимент такого рода. Я резала старые кожаные мамины сумки, какие-то вещи. Родители на удивление стойко всё выносили, даже посмеивались. Видимо, ничего действительно ценного я не искромсала».

Ателье для Барби

В четвертом классе родители, заметив увлечение дочери рисованием, отдали ее в Бакинскую художественную школу № 5. «Там преподавал замечательный художник-скульптор, который иногда говорил какие-то интересные и не очень понятные нам, детям, вещи. Например, скрутил шнур от телефонной зарядки и сказал: «Смотрите, второй раз точно так же у меня не получится. Запомните: всё, что вы делаете, уникально. В этом и есть суть творчества – оно неповторимо». Я часто вспоминаю его слова, когда придумываю новую сумку, принт или платье.

В художественной школе кто-то из ребят занимался лепкой, кто-то – живописью. Третье направление – что-то вроде дизайна одежды. У нас было много кукол, и девочки (на дизайн ходили в основном девочки) пытались их наряжать». Делали платья-цветки или пачки, как у балерин. Фидан страшно вдохновилась и занялась гардеробом своих многочисленных Барби. Шила им шубы, вечерние костюмы, свадебные платья. Конечно, приносила эти наряды в школу. Одноклассницы были в восторге. «Кончилось тем, что я организовала что-то вроде ателье для Барби и стала шить кукольные наряды на заказ. Открыла, можно сказать, свой первый бизнес, – смеется Фидан. – Деньги, которые родители давали одноклассницам на обеды, тратились на костюмчики для любимых кукол.

Все обязательно заказывали шубы. Почему-то именно они представлялись нам верхом роскоши, у каждой Барби обязательно должна была быть шуба. У бабушки (к тому моменту я поняла, что ее дом – просто кладезь для моего творчества) нашлись и кусочки меха: заячьи, беличьи, и много разных тканей… В Баку вообще было принято, чтобы на праздники и дни рождения дарили друг другу отрезы ткани. И в том или ином виде они могли храниться годами. Для Барби, к счастью, материала требовалось немного».

Кроме шуб одноклассницы заказывали свадебные платья. Фидан обнаружила у бабушки в закромах блестящую ткань-сетку и сшила из нее шикарный наряд для одной из кукол, собравшихся под венец.

«Длилось это недолго – в какой-то момент мама одной из одноклассниц всё узнала, пошла к учителю, мне жестко влетело, «ателье для Барби» пришлось прикрыть. В общем, моя карьера Веры Вонг или Эли Сааба тогда не сложилась. Но я поняла про себя главное: мне интересно не творчество само по себе, а когда это творчество имеет прикладное значение, когда оно кому-то нужно. Хотя бы куклам Барби и их хозяйкам».

«В каждый принт я вносила что-то свое. Но в их основе – узоры карабахских ковров, любимые и узнаваемые»

Дом, который она построит. Обязательно

Несмотря на то что у Фидан нет диплома дизайнера, ее сумки получаются такими, что их хочется носить, и это главное. В конце концов, мадемуазель Коко Шанель тоже не получила образования (вообще никакого!). Но придумала сумку на цепочке, освободив женщине руки, чтобы самой открывать перед собой дверь. Придумала, что в сумке должно быть отделение для помады и еще одно – для денег (собственные деньги в женской сумочке?! Это было неслыханно!). Придумала, что сумка будет простегана особым образом – для прочности (кто тогда думал о прочности?). И весь мир теперь вожделеет Chanel 2.55.

Просто потому, что мадемуазель Шанель знала, чего хочет женщина, и понимала свое время. (А 2.55, к слову, всего лишь дата создания сумки – февраль 1955 года.)

Фидан Алиева тоже сумела понять свое время. Она придумала свои сумки, когда весь Азербайджан радовался победе в Карабахе. «Это был момент удивительного патриотизма, удивительной радости. До этого я будто не задумывалась, в какой стране живу. И вдруг поняла: в потрясающей стране! И все мы стали гордиться тем, что азербайджанцы.

Я изучила историю Карабаха: оказалось, там во многих местах были школы ковроткачества. Концепция первой коллекции родилась словно сама собой – Regions of Karabach. Первые восемь принтов для сумок – переработанные мною восемь традиционных узоров ковров разных регионов Карабаха. Конечно, они не точная калька. В каждый я вносила что-то свое. Но узоры узнаваемые, а оттого казались людям родными, близкими и любимыми».

Regions of Karabach стала хитом, а Фидан поняла, что нашла дело своей жизни. Следующей коллекцией была Regions of Azerbaigan, которая каждый сезон пополняется.

В этом году на Torino Fashion Week в Италии Sacria Atelier получила награду – Best Rising Talent, «Восходящая звезда в мире моды». «Я стояла на подиуме – впервые в своей жизни на настоящем модном подиуме – и не могла поверить в происходящее. За два месяца до этого в нашем ателье отшили все наряды, которые я придумала. Да-да, мы показывали в Турине не только сумки, а полноценную коллекцию: платья, юбки, блузы. Мне хотелось, чтобы они передавали то, что я люблю: национальный колорит, ретро-эстетику и женственность. Мастерицы в ателье – спасибо им! – смогли всё это воплотить в жизнь так, чтобы авторитетные модные критики прониклись и поняли. И знаете, некоторые вещи из коллекции, показанной в Турине, связаны руками моей мамы. Лучше нее никто не работает с шерстью мериноса, правду вам говорю! А ручная работа никогда не сравнится с фабричной: в вещах, сделанных руками, всегда есть душа».

separator-icon
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»