Пространство современного искусства YARAT отмечает десятилетний юбилей. Мы поговорили с Аидой Махмудовой, основательницей и художественным руководителем главного азербайджанского центра международного актуального искусства, о том, как всё начиналось, трудно ли продвигать локальных художников на международной арене и как за десять лет завоевать признание и уважение на мировой арт-сцене.
Организация YARAT возникла в Баку в 2011 году. Художница Аида Махмудова, выпускница лондонского колледжа Святого Мартина, задумала этот проект из огромного желания привлечь в страну мастеров и кураторов с мировым именем, вывести Азербайджан в авангард актуального искусства, а главное, объединить талантливых молодых и воспитать своих художников.
БАКУ: Какой была ситуация на азербайджанской арт-сцене, когда создавался YARAT?
АИДА МАХМУДОВА: В 2011-м, когда всё начиналось, в Баку уже ощущалась потребность в каком-то новом движении. Было огромное количество талантливых людей, прекрасная школа живописи, но не было платформы, которая объединила бы тех, кто занимался именно современным концептуальным искусством. Возникавшие время от времени сообщества существовали короткое время, и их акции не имели того масштаба, который мы наблюдаем сегодня. А главное, не было места, куда люди могли бы прийти, чтобы поделиться идеями и получить поддержку своих проектов в дружеской неформальной обстановке.
На тот момент человеком, сплотившим вокруг себя творческих людей, была искусствовед, куратор Лейла Ахундзаде. Понадобилось некоторое время, чтобы возник YARAT – пространство, где продвижением современного искусства занимается уже целая команда профессионалов.
БАКУ: Какие задачи вы изначально ставили перед собой?
А.М.: На самом деле идея возникла задолго до создания YARAT. Живя в Лондоне, я восхищалась меценатами и людьми, которые покровительствуют искусству. Я сама была членом некоторых музеев и платформ. Мне очень хотелось сделать нечто похожее у нас в стране, объединить творческих людей и создать платформу для развития современного искусства. Я много думала об этом, представляла, как всё будет, но возможности начать в тот момент не было: я была занята личной жизнью, вышла замуж, родилась моя прекрасная дочь…
Признаюсь, что браться за новое дело было немного боязно, ведь у меня не было опыта в организационных вопросах. Оказалось, что всё не так страшно: когда человек искренне чего-то желает, у него всё получается. Главное – решиться и сделать первый шаг. Вернувшись в Баку, я познакомилась со многими молодыми художниками, и как-то всё сразу стало складываться.
БАКУ: Как вам удалось собрать художников-единомышленников своего поколения?
А.М.: Есть очень точная поговорка «Один в поле не воин». У меня была мечта, и я некоторое время искала людей, с которыми можно эту мечту разделить. Все эти люди пришли в мою жизнь очень естественным образом, как будто их привела судьба. Не зря говорят, что мысль материальна и на каждом этапе жизни мы встречаем правильных попутчиков.
Меня поддержали и мои близкие, и художники, с которыми я познакомилась на выставках. Так постепенно строилось то, что сегодня вы знаете как Пространство современного искусства YARAT.
БАКУ: Насколько для вас как для художницы было важно создать благоприятную рабочую среду для творческих людей?
А.М.: Я просто уверена, что художнику необходимо особое отношение, необходимы люди, которые позволили бы ему свободно творить и избавили от груза бытовых проблем. Всегда должен быть рядом человек, который скажет, что нет ничего невозможного, в нужный момент найдет техническое решение, успокоит, посоветует, а иногда даже выведет из эмоционального тупика. В целом для творчества очень важна комфортная среда, где человек чувствует себя в безопасности, где к нему и его идеям относятся уважительно.
БАКУ: YARAT может по праву гордиться тем, что вырастил мастеров, зарекомендовавших себя далеко за пределами Азербайджана. Насколько трудно было продвигать себя на международной арене, становиться частью глобального арт-рынка?
А.М.: Спасибо большое! Это действительно был непростой путь, очень много труда и времени вложено, чтобы о наших художниках заговорили специалисты и ценители искусства по всему миру – от Московской международной биеннале молодежного искусства до Vienna Art Fair и Венецианской биеннале.
Но YARAT было, конечно, легче, чем тем, кто работал в этой сфере 30 лет назад. Нам несомненно повезло со временем. Я вообще считаю, что для всего существует правильный момент, и важно его не упустить. Именно в последние десять лет интерес к нашему региону заметно возрос, и всё, что предлагали наши художники, вдруг оказалось свежо, ново и необычно. За нами стояли богатая культура, многовековая история и при этом молодая энергия. Нам приходилось работать по 24 часа в сутки, но и обстоятельства складывались самым благоприятным образом.
БАКУ: Какова роль Проектного пространства ARTİM в становлении новой волны азербайджанского современного искусства? Насколько вообще, по-вашему, эффективны образовательные и стипендиальные программы?
А.М.: Образовательные проекты с самого начала были и всегда будут в центре всего, что мы делаем. За десять лет существования YARAT в наших стенах прошло такое количество лекций, семинаров, панельных дискуссий и мастер-классов, что это удивляет даже нас самих. При этом мы успеваем охватить практически все направления – от экспериментальной поэзии до современного танца, от театрального продюсирования до VR-технологий и виртуальной одежды, которая сейчас очень популярна. К нам приходят пополнять знания молодые люди, изучающие изобразительное искусство, фотографию, кино, театр, дизайн, литературу, музыку…
Для нас крайне важно, чтобы молодые люди в Азербайджане получали знания от специалистов международного уровня, чтобы образ их мыслей позволял им быть востребованными как дома, так и в любой другой стране. И это уже происходит: многие из слушателей «Академии YARAT» сегодня успешны и воплощают в жизнь собственные проекты. Многие попробовали силы в программе арт-резиденции и в ARTİM Lab, которая задумана для художников, находящихся в начале своего творческого пути.
«ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА ОЧЕНЬ ВАЖНА КОМФОРТНАЯ СРЕДА, ГДЕ ЧЕЛОВЕК ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ В БЕЗОПАСНОСТИ, ГДЕ К НЕМУ И ЕГО ИДЕЯМ ОТНОСЯТСЯ УВАЖИТЕЛЬНО»
БАКУ: Повлияла ли деятельность YARAT на популяризацию актуального искусства среди горожан? Сыграл ли в этом какую-то роль проводимый вами фестиваль Baku Public Art?
А.М.: Можно смело сказать, что наш фестиваль впервые вывел искусство на улицы и тем самым изменил отношение бакинцев к городскому пространству. По моим ощущениям, городская среда во многом формирует наш образ мыслей и ощущение от жизни. Она должна быть дружественной по отношению к горожанину, дарить чувство комфорта и уюта. Мы каждый день ходим по одним и тем же улицам, гуляем в парках и скверах, проводим время с детьми во дворе возле дома, а следовательно, важно, чтобы пространство вокруг было красивым, радостным и настраивало на позитив. В этом очень помогает большое количество арт-объектов в городе, если они правильно размещены. Очень грамотные примеры использования паблик-арта я видела в Осло, да и в многих других городах.
БАКУ: YARAT представил свой павильон на двух Венецианских биеннале. Это были очень зрелищные концептуальные проекты, особенно поразила экспозиция в палаццо Барбаро в 2015 году. Насколько трудно было организовать их и остались ли вы довольны резонансом?
А.М.: Это было нелегко, ведь палаццо Барбаро, о котором вы упомянули, фактически исторический памятник. Нас привлек тот факт, что один из его бывших владельцев, Иосафат Барбаро, когда-то путешествовал по Азербайджану и даже жил при дворе тогдашнего правителя Узун-Хасана. Наша команда очень бережно относилась к зданию, но, признаюсь, работе предшествовали долгая переписка и сложный переговорный процесс, потому что, когда речь идет о памятнике, любые, даже самые мелкие изменения нужно согласовывать. Вы не можете просверлить дыру в стене или повесить где-то крючок просто потому, что вам так вздумалось.
Мы руководствовались принципом «не навреди», но и не хотели сковывать фантазию художников. В конечном итоге почти всегда удавалось прийти к компромиссу, и выставка прозвучала именно так, как нам хотелось.
БАКУ: Нынешнее помещение YARAT в районе Баилово – это больше музей современного искусства или экспериментальная площадка?
А.М.: Здание на бульваре – наш Центр современного искусства, где сосредоточена большая часть деятельности YARAT и практически ежедневно проходят мероприятия. Помимо этого прекрасного здания наша программа проходит еще в двух: Музее азербайджанской живописи XX–XXI веков и в экспериментальном пространстве ARTİM, о котором я уже упоминала. У каждой из площадок свои задачи и своя направленность. Если в центре YARAT представлено в основном современное концептуальное искусство, то в Музее живописи проходят выставки современных классиков, таких как Ашраф Мурад, Расим Бабаев, Мир Надир Зейналов и другие авторы шедевров эпохи модерн. ARTİM же был задуман как место, где молодой художник может позволить себе немного похулиганить. Это территория проб и ошибок, где можно действовать без страха и ломать стереотипы.БАКУ: Ваше сотрудничество с мировыми звездами – это разовые имиджевые проекты или часть общей стратегии?
А.М.: Безусловно, часть долгосрочной стратегии. Мы не только выставляем прекрасных азербайджанских художников, но и привозим в Баку звезд современного искусства, таких как Ширин Нешат, Ян Фабр, Оскар Мурильо, Педро Гомес-Эганья, Шилпа Гупта, Зейди Кса . Эти художники выставляются на лучших площадках мира, и Баку как культурная столица уже вполне готов принимать проекты такого уровня.
БАКУ: Вы одновременно художник и руководитель. Насколько легко или сложно совмещать творческие и деловые функции?
А.М.: Первые четыре года существования YARAT, пока организация и коллектив росли и формировались, мне приходилось очень активно вовлекаться во все процессы. Признаюсь, это безумно сложно, но увлекательно. Позже пришло понимание, что мне как художнику больше подходит роль идейного лидера. Многие административные задачи лучше передоверить блестящим профессионалам, которых мы пригласили в команду.